Сосуды времени

Культура
Москва, 12.09.2011
«Эксперт» №36 (769)
В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Пуаре — король моды». Она посвящена художнику, создавшему моду ХХ века

Про модельера и создателя сценических костюмов Поля Пуаре едва ли не каждому известно две вещи: он раз и навсегда отменил женский корсет и создал первый модный дом, который выпускал не только одежду, но и аксессуары, парфюмерию, предметы мебели. К этому следует добавить, что художник Пуаре стал связующим звеном между двумя последними великими стилями в искусстве — ар нуво и ар деко.

Эмансипация в области талии

Что касается избавления от корсета, то здесь все было закономерно. Начало ХХ века было временем эмансипации, которая наращивала темпы после Первой мировой войны. Это сегодня эмансипация ассоциируется с крайне неаппетитными формами женского проникновения в области, где и мужчины-то выглядят не бог весть как: от укладки шпал и вождения тракторов до боевых действий и бокса. В начале ХХ века эмансипация была проникнута элегантностью и стремлением к совершенной форме. Женщина-авиатор — это не мужеподобный, пропитанный маслом механик, а прежде всего элегантный символ воздухоплавания. Спортсменка — это не устрашающие мускулы и противоестественные нагрузки, а изысканная, скульптурная пластика поз и жестов. И главное — подходящий случаю костюм, в силуэте которого отражается самое привлекательное из того, что связано с этим занятием.

Страсть к движению, порожденная динамичным духом времени, сама собой отменяла корсет как жесткую рамку, полагавшую этому движению пределы. Не отмени Пуаре корсета, его отменил бы кто-нибудь другой, скорее всего врач, который сделал бы сенсационный доклад о вреде (совершенно, кстати, не придуманном) этого предмета гардероба для женского здоровья и деторождения. Главное, что сделал Пуаре, — придумал, как не погубить после прощания с корсетом силуэт женского костюма. Он придумал, как сделать так, чтобы в отсутствие традиционных рамок та область женского тела между грудью и пупком, где корсет вычерчивал подобие песочных часов, не превратилась в аморфную зону, чреватую складками в произвольных местах.

Расстановка акцентов

Один из способов компенсировать платью отсутствие корсета Пуаре подсказала мода времен ампира — тогда в стремлении упростить силуэт в подражание античному костюму широкой лентой подчеркивалась не талия, а область под грудью, дальше складки материи свободно струились вниз, отчего фигура напоминала классическую колонну, прорезанную желобками-канелюрами. В такие платья одеты дамы на картинах Жак-Луи Давида и Виже-Лебрен. Пуаре использовал этот прием во многих своих нарядах.

Другой способ — сместить талию не вверх, а вниз. При заниженной талии фигура оптически удлиняется и акцент переносится на бедра с помощью яркой декоративной отделки — широкого пояса или канта. Этот силуэт стал господствующим в костюмах и особенно коктейльных платьях эпохи ар деко. Другие подсказки Пуаре давал Восток — Ближний, Средний и Дальний. Увлечение восточной экзотикой во многом формировало вкусы начала века. Вспомнить хотя бы костюмы Леона Бакста к балетам дягилевской антрепризы с их чалмами, перьями, шароварами, шалями, массивными ук

У партнеров

    «Эксперт»
    №36 (769) 12 сентября 2011
    Национальный вопрос
    Содержание:
    Пять причин быть русскими

    В стране, которая дважды распадалась по этническим границам, национальный вопрос — как веревка, о которой не говорят в доме повешенного. Но говорить все равно приходится. Пусть не на выборах, так хотя бы на высоких консилиумах, один из которых на минувшей неделе прошел в Ярославле с участием мировых светил

    Реклама