Ошибка связи

Культура
Москва, 19.09.2011
«Эксперт» №37 (770)
Уже в самом названии выставки, открывшейся в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, чувствуется оттенок обреченности — «Невозможное сообщество». Это о том, на что так часто жалуются обитатели социальных сетей, — о пресловутой разобщенности внутри любого современного общества

Из архива пресс-службы

Выставка в ММСИ чем-то напоминает сквот. В одном зале крутят видео, героями которых являются сами художники. В другом участники украинской арт-группы SOSka воссоздали интерьер своей мастерской из драных одеял, поеденных молью ковриков и любимых фотографий со знаменитостями. В третьем Евгений Фикс устроил странноватый иконостас из фотографий и рисованных портретов разных людей, напоминающий развешанный на стенах семейный альбом, и, только прочитав аннотацию, можно узнать, что все эти люди — члены КПСС, а изображения художник позаимствовал из личных архивов своих приятелей. Ощущение, что обитатели сквота всего лишь вышли покурить, пригласив вас в гости, будет сопровождать от порога до самого выхода. Тем более что участникам выставки в основном до сорока, то есть по меркам искусства люди они еще молодые. Большинство из них международные звезды явно прогрессивных взглядов и, что немаловажно, пока не вышедшие в тираж. Поэтому искать на выставке какие-то старомодные виды искусства вроде живописи не стоит: картины тут, как говорится, днем с огнем не сыщешь. Зато много видеоарта, объектов и инсталляций, а во время вернисажа показывали еще и перформансы — сразу видно, что искусство здесь выставлено некоммерческое, а этот критерий теперь модно считать краеугольным камнем любой выставки: выставка коммерческая уже вроде как и приговор.

Но и пугаться того, что будут показывать какие-то непонятные простому зрителю вещи-в-себе, тоже не нужно. Потому что видеоарт, может, и новый жанр искусства по сравнению с живописью, но существует уже лет как пятьдесят. И в сравнении с прочими жанрами имеет глубокое «человеческое измерение», потому-то различные формы человеческих взаимоотношений и стали главной темой выставки.

Надо сказать, что «искусство взаимодействия» вовсе не психологический термин, а целое направление в искусстве. В конце 1980-х в художниках обнаружилось стремление наладить контакт со зрителем. Чтобы тот не просто приходил в музей или галерею безучастно смотреть на картины, отгороженные от него табличками «руками не трогать» и строгими бабушками-смотрительницами, — нет, художники «искусства взаимодействия» стремились к тому, чтобы искусство трогали руками и даже ели. Например, Томас Сарацено делал инсталляции из воздушных шариков, и зритель просто обязан был в них играть, а Рикрит Тиравания кормил приготовленными им самим супами всех желающих, выставив еду в галерее как произведение искусства, так что посетитель в прямом смысле слова этим искусством объедался. Базу под новую тенденцию подвел французский теоретик и куратор Николя Буррио, который в 1998 году выпустил книгу «Искусство взаимодействия». Новое направление выглядело перспективным, особенно с появлением новых способов коммуникации, таких как интернет. В девяностые годы прошлого века «искусство взаимодействия» превратилось в еще одну авангардную утопию — люди верили, что оно поможет убрать преграду между художником и зрителем, выйдет за рамки галерей в городское пространство и даже станет социальн

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (770) 19 сентября 2011
Ликвидность и рост
Содержание:
Не в деньгах несчастье

Несмотря на некоторый дефицит рублевой ликвидности, ситуация в банковской системе далека от кризисной, а темпы роста кредитов более или менее соответствуют спросу на деньги реального сектора экономики. Замедление динамики промышленного производства, вероятнее всего, определяется немонетарными факторами

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама