Шагнул на новую территорию

Русский бизнес
Москва, 30.01.2012
«Эксперт» №4 (787)
Экс-владелец сети «Эльдорадо» будет развивать обувной бизнес, делая ставку на низкие цены и маркетинг

Фото: Дмитрий Лыков

В России стартует новый розничный проект — обувная сеть Kari. Ее основатель, известный бизнесмен Игорь Яковлев, в декабре прошлого года лишившись контроля над сетью «Эльдорадо», недолго оставался без дела. Сегодня он инвестирует 150 млн долларов в новое направление: до конца года полторы сотни новых магазинов мужской и женской обуви откроются в России, на Украине, в Казахстане и Польше. По замыслу, сеть Kari будет позиционироваться в сегменте масс-маркет. «Мы хотим предложить покупателю недорогую, но модную обувь», — подчеркивает г-н Яковлев. Обувные коллекции будут отшиваться в Китае — уже заказана первая партия.

По слухам, бизнесмен давно приглядывался к различным рынкам с целью создания новых проектов, но остановился на обувном, учитывая темпы роста и возможную прибыльность при правильном попадании в спрос. В прошлом году обувной рынок вырос в натуральном выражении на 12%. Рентабельность крупнейших его игроков сегодня доходит до 20–25%, тогда как, к примеру, у ритейлеров бытовой техники или одежды — единицы процентов.

Жесткая экономия

Яковлев говорит о новом проекте скупо и неохотно — по его словам, «на обувном рынке много конкурентов». Но очевидно, что бывший владелец «Эльдорадо» рассчитывает на стремительный рост, к которому привык, занимаясь продажами электроники. Яковлева можно назвать виртуозом в умении жестко экономить на издержках и активно продвигать товар. «Эльдорадо» во многом прославилось агрессивно-скандальной рекламой «территории низких цен» (в некоторых городах слоганы компании были запрещены в силу их двусмысленности).

Яковлев начал продажи бытовой техники в регионах в 1990-е годы. Дефолт 1998 года, приведший к снижению цен на недвижимость, дал импульс развитию федеральной сети: магазины «Эльдорадо» появились не только в крупных региональных центрах, но и в Москве (для этого была куплена сеть «Микродин»). Яковлев еще ускорил темпы развития своей компании в начале нулевых, запустив франчайзинговые программы — они позволили освоить не только крупные мегаполисы, но и города с населением менее 300 тыс. человек. Большие объемы продаж позволили «Эльдорадо» диктовать жесткие условия производителям, добиться и снижения цен, и прямых поставок. Расширяющийся ассортимент потребовал увеличения площадей, и с 2005 года компания открывала исключительно супер- и гипермаркеты площадью от 2 тыс. кв. м.

К 2008 году доля «Эльдорадо» на отечественном рынке бытовой техники составила около 30%. Это был прецедент: до того доля крупнейших игроков не превышала 10–12%. Ритейлер активно осваивал и рынки СНГ, например Украины, приобрел казахстанскую сеть бытовой электроники Sulpak.

В кризис у «Эльдорадо», как и у любой быстрорастущей компании, резко увеличилась долговая нагрузка. Банки-кредиторы потребовали досрочно расплатиться, а производители прекратили поставки. Сеть выручила чешская группа PPF, предоставив кредит на 500 млн долларов в залог 51% процента акций компании и права дальнейшего выкупа ее мажоритарной доли. В конце прошлого года Игорь Яковлев

У партнеров

    «Эксперт»
    №4 (787) 30 января 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Самоопределение Путина

    Путин попытался найти срединную линию между разными взглядами на национальный вопрос так, чтобы эту линию могло поддержать большинство здесь и сейчас

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Реклама