Естественный отбор в небесах

Международный бизнес
Москва, 20.02.2012
«Эксперт» №7 (790)
Стагнация в экономике, высокие цены на нефть и сокращение госрасходов играют против традиционных авиакомпаний Европы. В выигрыше оказываются более эффективные перевозчики-дискаунтеры

Фото: EPA

В начале февраля прекратила работу венгерская национальная авиакомпания Malev. Это произошло после того, как ее самолеты были арестованы в Ирландии и Израиле из-за непогашенных долгов за топливо и сборы аэропортов. В середине февраля будапештский суд начал процесс ликвидации авиакомпании с 66-летней историей. Malev обанкротилась из-за решения Еврокомиссии о необходимости вернуть венгерскому правительству, которому принадлежит 95% акций авиакомпании, полученную в 2007–2010 годах финансовую помощь. Ее размер составил около 171 млн долларов, что эквивалентно обороту венгерского авиаперевозчика в 2010 году.

Банкротство Malev стало вторым в европейской авиации в текущем году. Всего за неделю до нее о банкротстве объявила авиакомпания Spanair, принадлежащая правительству испанского региона Каталония. Отраслевые аналитики заговорили о том, что ограниченные в ресурсах европейские правительства больше не намерены финансово поддерживать традиционных авиаперевозчиков. Это означает, что в ближайшее время прекратят полеты или будут проданы инвесторам около десятка авиакомпаний, в основном из небольших стран, а сферу авиаперевозок в Европе ждет новый раунд консолидации.

Впрочем, это совершенно не означает, что в небесах над Европой будет летать меньше самолетов, как раз наоборот. Сразу после банкротства Malev бюджетные авиакомпании поспешили нарастить свое присутствие в аэропорту Будапешта, в котором ранее 60% пассажиров пользовались услугами национального перевозчика. Так, ирландская Ryanair объявила о немедленном открытии своей новой базы в Будапеште, куда переместила четыре новых самолета, которые будут обслуживать 31 маршрут по всей Европе. А венгерская бюджетная авиакомпания WizzAir объявила об увеличении количества и частоты рейсов из своего будапештского хаба, добавив два новых борта. Что касается Каталонии, то Ryanair и британская EasyJet, имеющие серьезное присутствие в аэропорту Барселоны, объявили об увеличении числа рейсов с этой базы, заодно предложив пострадавшим пассажирам Spanair низкие «спасательные» тарифы. Кроме того, группа испанских инвесторов (когда-то стоявшая за созданием испанской бюджетной авиакомпании Vueling) объявила о запуске нового бюджетного перевозчика в аэропорту Барселоны — Volotea.

В отличие от традиционных конкурентов, имеющих долгую историю и являющихся национальными перевозчиками, бюджетные авиакомпании Европы остаются прибыльными. Они эффективно противостоят растущим расходам (прежде всего на топливо) и остаются популярными среди европейских пассажиров, старающихся сэкономить в условиях экономической нестабильности.

Динозавры при смерти

По результатам 2010 года Malev, член авиационного альянса Onewold, объявила об убытках в 110 млн долларов, что превысило убытки предыдущего года. Компания оставалась на плаву лишь благодаря финансовым вливаниям правительства Венгрии, которое в начале 2010 года ренационализировало приватизированную всего за три года до этого компанию. Общий объем финансовой помощи правительства, которую Ев

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (790) 20 февраля 2012
    Авиапром
    Содержание:
    К взлету не готовы

    Программа Минпромторга по развитию авиационной промышленности до 2025 года требует серьезной доработки. Прежде всего необходимо сделать более реалистичными планы по завоеванию доли мирового рынка и учесть отраслевые стратегии двигателестроителей, материаловедов и приборостроителей

    Частные инвестиции
    Наука и технологии
    Реклама