Борьба за чистоту пива

Русский бизнес
Москва, 02.07.2012
«Эксперт» №26 (809)
Пивовары недовольны ограничениями на рецептуру пива, принятыми законодателями. Вопрос о влиянии этих поправок на качество пива остается открытым, зато рост цен и дальнейшее падение рынка гарантированы

Фото: Teve Forrest / Panos Pictures / Agency.Photographer.Ru

Каждый год в конце весны в Бельгии, в местечке рядом с городом Гент, проходит Фестиваль спонтанного брожения. Производители и любители традиционных сортов бельгийского пива — ламбика, гёза и крика — собираются в небольшом ангаре и целый день невзирая на погоду (в конце мая там бывает всего десять градусов) дегустируют, выставляют оценки и просто пьют это исключительно местное пиво. Оно варится с небольшим количеством солода и большим — несоложеного ячменя, выстаивается несколько лет в деревянных бочках, разливается по бутылкам и закупоривается такой же пробкой, что и шампанское, или отправляется на вторичное брожение после добавления свежей вишни. Этой технологии уже не одна сотня лет, но вот в России продукт, изготовленный подобным способом, скоро не будет называться пивом. Так же, как и кукурузные, пшеничные и рисовые сорта, и десятки прочих.

С 1 июля вступили в силу поправки в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции». Среди прочих поправок в нем появилось новое определение пива, которое, по сути, принуждает пивоваров ограничивать использование несоложеного сырья и вводит новое понятие — «напитки на основе пива». Так будут называться все сорта, в которых более 50% (а с 1 января будущего года более 20%) исходного сырья — несоложеные материалы. При принятии этого закона пивоварам удалось отстоять свое право на пластиковую тару, но по ней нанесен удар с другой стороны: нормы запрета на розлив пива в пластик внесены в технический регламент «О безопасности алкогольной продукции» для стран — участниц Таможенного союза, утверждение которого пройдет в июле.

Оба эти решения — и о пивных напитках, и о пластиковой таре — для пивной отрасли в конечном итоге означают очередное подорожание продукта. Продажи пива в России уже несколько лет падают — по мере роста цен. Между тем уровень потребления алкоголя не снижается, не меняется и структура его потребления в пользу слабых алкогольных напитков, хотя это одна из целей Концепции антиалкогольной политики. Таким образом, новый закон усугубит несоответствие целей реальности.

Ужас маркетолога

Согласно вступающему в силу закону, пиво регулируется теми же правилами, что и крепкая алкогольная продукция. На него распространяется запрет на продажу в ночное время и в нестационарных точках (с 1 января следующего года), а также полный запрет на рекламу, за исключением мест продажи и интернета. Впрочем, депутаты Госдумы уже внесли на рассмотрение поправки в закон «О рекламе», по которым пиво будет изгнано и с сетевых СМИ. Впрочем, с этими мерами пивовары согласны, подчеркивая, что и сами выступают за ответственное потребление своего продукта, но с ограничением права на рецептуру и технологии пивоварения — нет.

Сегодня на нужды российской пивоваренной отрасли уходит больше миллиона тонн ячменя в виде солода (800 тыс. тонн) и в несоложеном виде (400 тыс. тонн). «Заменять солод несоложенкой — это мировая тенденция последних лет, — расс

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (809) 2 июля 2012
    Госуправление
    Содержание:
    Греф как симптом

    Технологии не могут заменить институты — краудсорсинг и открытое правительство останутся дорогими игрушками, если в стране нет действенных механизмов политического участия

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама