У райских врат

Культура
Москва, 20.08.2012
«Эксперт» №33 (815)

Австриец Ульрих Зайдль — из тех режиссеров, которых даже любители фестивального кино принимают со скрипом. Нередко его фильмы в каких-нибудь Каннах возглавляют антирейтинги популярности, а знаменитая «Собачья жара», первый игровой опыт Зайдля, известного больше как документалист, получила свой гран-при в Венеции через резкие протесты председателя жюри Нанни Моретти, вовсе не желавшего по такому случаю подниматься на сцену. Спору нет, в неуютном искусстве Австрия — мировой чемпион. Здесь придумали додекафонию, положив конец многовековому благозвучию тональной музыки. Здесь бесчинствовали венские акционисты, от эффектного самоистязания которых публика падала в обморок. Здесь писал Томас Бернхард — гениальный драматург, ненавидевший свою родину и изобличавший ее при каждом удобном случае. Здесь до сих пор работают признанные мизантропы Эльфрида Елинек и Михаэль Ханеке. Однако кинематограф Зайдля, пожалуй, наивысшее отражение того иронического отчаяния, того повседневного апокалипсиса, той бытовой безнадеги, которыми наполнены до краев аккуратные австрийские города.

Понятно, что речь идет в числе прочего о национальной травме: еще сто лет назад самая могущественная европейская империя, прошедшая унизительный аншлюс и чуть не стертая с карты, ныне стала уютной малозначительной провинцией. По широким проспектам и гигантским площадям Вены блуждают призраки, великое искусство кануло в вечность, как и имперская идея. Но сегодняшние наследники австрийских гениев имеют в виду далеко не только свою родину. Тот же Ханеке со смехом вспоминал, как после премьеры «Седьмого континента» иностранный журналист всерьез спросил его, действительно ли в Австрии так плохо живется. Вот и Зайдль решил выйти за пределы отечества, отправив героиню своей новой картины «Рай. Любовь» на летние каникулы в экзотическую Кению.

Тереза, домохозяйка пятидесяти с чем-то лет (первая большая кинороль известной театральной актрисы Маргарете Тизель; остальные артисты фильма — непрофессионалы), едет в Африку впервые. Она планирует поваляться на пляже, окунуться в теплое море, расслабиться. Но на месте, встретив другую даму из Европы, столь же тучную и неюную, она выясняет, зачем на самом деле стоит ездить в Кению. Для аборигенов, неизменно улыбчивых, гибких и мускулистых бичбоев, она не просто отдыхающая, а Sugar Mama — «сахарная мамаша», готовая платить за щедро предоставляемые на этом рынке сексуальные услуги. Поначалу отчаянно стесняясь, постепенно Тереза начинает входить во вкус. По сути, она заново проходит курс подросткового сексуального раскрепощения: на первом свидании стесняется расстегнуть лифчик, а накануне отъезда радостно присоединяется к оргии.

Беспроигрышный метод Зайдля — включение актеров-новичков, прочитавших соответствующие страницы сценария лишь накануне вечером, в идеально выстроенный кадр, пародийную кислотно-яркую курортную открытку. Неловко-комичная импровизация в рамках искусственной идиллии: человек со всеми его несовершенствами ступает на райское облако — и боитс

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (815) 20 августа 2012
    Приговор Pussy Riot
    Содержание:
    Переход границы

    Процесс Pussy Riot обнаружил трещины в современной русской идентичности. Вместо того чтобы устранять расколы, общество принялось их дружно расширять

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама