Время ответственности

Наталья Комлева
17 сентября 2012, 00:00

Повышение ответственности страховщиков и развитие их бизнес-процессов насаждаются «сверху» — через распространение на страхование Закона о защите прав потребителей, штрафы, рейтинги жалоб и создание единой базы данных в ОС ОПО

Фото: picvario.com/ Russian Look
В первом полугодии 2012 года российская страховая отрасль показала отличные результаты

В первом полугодии 2012 года российская страховая отрасль, несмотря на ухудшение прогнозов развития экономики, показала отличные результаты как по темпам прироста взносов, так и по величине прибыли. По данным «Эксперт РА», суммарная чистая прибыль десяти ведущих страховщиков составила 18,8 млрд рублей (11,2 млрд рублей — за первое полугодие 2011 года). Важнейшим событием на российском страховом рынке в 2012 году стало введение обязательного страхования ответственности владельцев опасных объектов — второго массового обязательного вида страхования. Временной лаг между введением ОСАГО и ОС ОПО составил почти девять лет.

Однако вместе с ростом рынка и расширением страхового поля возросли и обязательства страховых компаний, усложнились требования к их бизнесу. О социальной ответственности страховщиков на высшем уровне заговорили после трагедии в Крымске. Руководство страны обратилось к страховым компаниям с просьбой ускорить страховые выплаты пострадавшим от наводнения. Дополнительная ответственность дает и новые возможности — одновременно была озвучена идея введения обязательного страхования от стихийных бедствий.

Новые виды и новые технологии

Введение ОС ОПО потребовало еще большего усложнения бизнес-процессов страховых компаний. Еще несколько лет назад реализация 225-ФЗ была невозможна с точки зрения инфраструктуры. «Проект ОС ОПО технически оказался намного сложнее, чем ОСАГО. Рынок должен был одновременно запустить закон, сформировать перестраховочный пул, внедрить информационную систему. Такого в истории российского страхования еще не было. Теперь этот опыт можно тиражировать дальше», — уверен Николай Галушин, заместитель председателя правления ОАО СОГАЗ. Так, уже активно ведется работа по созданию информационной системы на рынке ОСАГО — АИС РСА. В то же время само введение ОС ОПО сопровождается некоторыми сложностями. Первая — высокий уровень недострахования. Примерно треть подлежащих страхованию опасных объектов в настоящий момент не застрахована. В первом полугодии 2012 года сумма полученных взносов по ОС ОПО оказалась существенно меньше предполагаемой ранее. «Изначально объем рынка ОС ОПО был оценен в 30 миллиардов рублей. После изменения тарифов он упал до 23,5 миллиарда рублей. Прогнозируется, что по итогам года рынок все-таки превысит 10 миллиардов рублей», — рассказывает Наталья Карпова, исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс Страхование». «В 2013 году, с подключением к обязательному страхованию опасных объектов, подлежащих страхованию с 1 января 2013 года, совокупный размер страховой премии увеличится на 2,5–3 миллиарда рублей», — добавляет Алексей Маргулян, исполнительный вице-президент, руководитель блока корпоративных продаж СГ МСК.

Неудачей можно считать реализацию новой модели сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. По состоянию на 9 июня 2012 года договоры страхования урожаев с господдержкой заключили лишь 1985 хозяйств. «Страховщики, конечно, возлагали на новый закон большие надежды, но не все они оправдались. Тенденция к расширению рынка сельскохозяйственного страхования, безусловно, наметилась, но темпы роста этого рынка существенно ниже прогнозируемых ранее», — сетует Анна Романова, начальник отдела управления по страхованию специальных рисков СГ МСК. Гибель урожая и, как следствие, значительные убытки сельхозпроизводителей в 2012 году провоцируют новый виток разговоров о реформировании системы государственной поддержки агрострахования.

Несмотря на отдельные неудачи, корпоративный сегмент продолжит свой экстенсивный рост. В конце июня 2012 года президент Владимир Путин подписал закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков, введение которого намечено на 2013 год.

Старые виды и новая ответственность

Судьбоносные события произошли и в страховой рознице. В конце июня 2012 года пленум Верховного суда РФ утвердил постановление, распространяющее на страховую отрасль действие Закона о защите прав потребителей. В начале августа 2012 года впервые страховая компания была оштрафована за задержку выплаты по ОСАГО. «Страхователи стали чаще писать в ФСФР и ходить в суд. ФСФР активно продвигает штрафы. Штраф в 500 тысяч рублей за вовремя не выплаченное возмещение по ОСАГО — это хороший стимул по улучшению качества и сроков урегулирования убытков», — подчеркивает Алексей Кутумов, управляющий директор по розничному страхованию компании СОГАЗ.

В августе же Минюст зарегистрировал общество защиты прав потребителей «Страховой и медицинский надзор» (СиМН), а ФСФР опубликовала общероссийский рэнкинг страховщиков по числу жалоб на тысячу заключенных договоров.

За сравнительно короткий срок суммарные негативные последствия от некачественно урегулированного убытка увеличились в разы. Особенно это сказалось на массовом розничном страховании, убыточность которого остается стабильно высокой. В таких условиях страховщики будут вынуждены повышать уровень сервиса и оттачивать процедуры урегулирования убытков.

Изменения в законодательстве — следствие длительного процесса повышения требований государства и общества к качеству услуг страховых компаний. «Наши граждане хотят получать сервис, и страховые компании пытаются его предоставлять. Многие страховые компании оказывают услуги по урегулированию убытков 24 часа в сутки, работают по приему информации в выходные и праздники. В результате сроки по урегулированию убытков изменились», — соглашается Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент, руководитель блока розничных продаж СГ МСК. «Компании стали более серьезно задумываться о долгосрочных отношениях с клиентами. Ведь только лояльный клиент, довольный качеством обслуживания и предлагаемым сервисом, будет оставаться в компании на протяжении нескольких лет», — соглашается Юлия Гадлиба, вице-президент по розничным продажам Группы «Ренессанс Страхование».

Чтобы повысить качество услуг, компании также вынуждены делать ставку на развитие технологий. «В последние год-полтора многие компании боролись за снижение сроков урегулирования убытков. Именно во внедрении технологий, позволяющих существенно снизить сроки урегулирования убытков, и заключаются основные инновации», — резюмирует Сергей Каменецкий, заместитель генерального директора, член правления ВСК.

Усилия страховщиков стали заметны страхователям. Как показало совместное исследование НАФИ и «Эксперт РА», в 2011–2012 годах впервые за несколько лет страхователи начали отмечать рост качества услуг страховых компаний (60% опрошенных считают, что качество обслуживания улучшилось, и лишь 16% — что ухудшилось). Тем не менее только треть опрошенных доверяют страховым компаниям, и законодательные новации призваны повысить этот уровень.