Коньки со смыслом

Культура
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)

Фото: Олег Краснов

В Екатеринбурге и Свердловской области открылась 2-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Темой основного проекта, предложенной куратором Ярославой Бубновой и задающей тон всей выставочной программе, стала строчка из стихотворения Иосифа Бродского «Доклад для симпозиума», написанного в 1989 году: «Самое себя глаз никогда не видит».

Как и в позапрошлом году, основной проект расположился на втором этаже памятника конструктивизма, бывшей типографии «Уральский рабочий», и включил в себя работы трех десятков художников из разных стран. Тема «индустриальности», как и идеи индустриализации и ее развития в современных условиях в Екатеринбурге, заложенные прошлой биеннале, сегодня отошли на второй план. Знаменитый болгарский куратор решила сосредоточиться на общественно-социальной тематике и новейшей истории, взяв за точку отсчета падение Берлинской стены. «Уже само название биеннале исследует не столько проблему места и обстоятельств, сколько взаимоотношения искусства и общества. Когда Бродский писал это стихотворение, предчувствовал ли он глобальные перемены? Возможно. Однако сегодня, когда я говорю с молодыми людьми, берлинские события кажутся им далекой историей, они не понимают, что отголоски того времени влияют на нас самих, политику, культуру и общество до сих пор», — говорит Бубнова.

Эта «индустрия смыслов», как окрестила основной проект комиссар биеннале Алиса Прудникова, открывается инсталляцией екатеринбургской группы «Бригада мале´ров имени Казимира Малевича». Это комната, сплошь исписанная граффити — словами «Никого нет» (так инсталляция и называется). Художники иронизируют: «Если есть зритель, увидевший эти слова, значит, есть и искусство». Словенская арт-группа IRWIN выставляет гигантский баннер «Время для нового государства. Говорят, там можно найти счастье»; болгарин Недко Солаков, желанный гость любой биеннале, в инсталляции «Приятное занятие на время, когда не надо зарабатывать деньги», выстроил гору из картонных коробок с указанием: «Все, что вы хотели бы сделать с некоторыми людьми (включая политическую элиту), вы можете сделать с этими коробками»; Моника Сосновска устроила лабиринт крошечных комнат, выходящих одна из другой, вспоминая социалистическую застройку в родной Польше. К нашему прошлому апеллирует и работа Ирины Кориной «Синкретическая избушка» (инсталляция из палаточной арматуры, ковров и деревянных резных «идолов» с детских площадок), о «превращении советского в уходящую сказку». О социальных проблемах рассказывает центральная инсталляция проекта — «Куба» турецкого художника Кутлу Атамана. В огромном зале на манер учебного класса выставлены сорок потрепанных кресел и столиков с допотопными телевизорами на каждом из них. На экранах идут сорок видеоинтервью с кубинскими беженцами, еще в конце 1960-х заселившими удаленный район Стамбула, соорудив себе нехитрые хижины из досок и картона. Каждый рассказывает художнику свою историю о жизни в поселке, о котором не знает даже большинство жителей города. Все эт

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (820) 24 сентября 2012
Сериалы
Содержание:
Рейтинги вместо смысла

Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама