Деловая конъюнктура

8 октября 2012, 00:00

Отток капитала чуть замедлился; Межбюджетные отношения непрозрачны

Чистый вывоз частного капитала за январь—сентябрь достиг 57,7 млрд долларов, из них в третьем квартале — 13,5 млрд. Таким образом, этот показатель вплотную приблизился к годовому прогнозу Банка России (65 млрд долларов). По-видимому, по итогам года, с учетом сезонного увеличения в последнем квартале, отток может оказаться таким же, как в прошлом году: 80 млрд долларов. Тем не менее, рассматривая поквартальную динамику, можно сказать, что чистый отток частного капитала замедляется. Пик его пришелся на последний квартал прошлого и первый квартал нынешнего года — за эти шесть месяцев из страны «утекло» около 70 млрд долларов.

Многие наблюдатели тогда связывали это с политическими обстоятельствами — выборами и хождениями манифестантов по площадям и проспектам Москвы. Так ли это, сказать трудно. Значительное увеличение оттока капитала в этот период произошло за счет роста чистых зарубежных банковских активов. Наши банки в целом ничего не занимали на европейском межбанковском рынке, а в отдельные периоды даже сокращали объем заимствований.

Одновременно значительные объемы банковской ликвидности перераспределялись на валютные счета, особенно российскими «дочками» международных брендов. И это, скорее, говорит о том, что увеличение оттока капитала из России стало следствием оттока депозитов, который в этот период переживали банковские системы отдельных стран зоны евро, и кризиса доверия, поразившего в связи с этим европейский межбанковский рынок.

Согласно данным очередного мониторинга развития регионов Независимого института социальной политики, прирост промышленного производства в первом полугодии 2012 года по отношению к докризисному январю—июню 2008 года составил менее 2%. При этом из 83 регионов России 30 не преодолели кризисный спад промышленности. В Уральском федеральном округе ни один регион не восстановил докризисные объемы промышленного производства, в Северо-Западном — половина регионов, в Центральном — треть. В ЦФО к давно депрессивной Ивановской области добавились Орловская, Рязанская, Тульская. Риски депрессивности усиливаются в металлургических регионах, не преодолевших кризисный спад (Вологодской, Челябинской, Кемеровской областях), и в ведущих машиностроительных регионах (Нижегородской и Самарской областях Приволжского федерального округа). Медленно выходят из кризиса Мурманская и Архангельская области на Северо-Западе, Волгоградская область в Южном федеральном округе.

За период 2009–2011 годов трансферты из федерального бюджета в бюджеты регионов выросли почти в полтора раза, в два с половиной раза опережая рост собственных доходов региональных бюджетов (на 19% за тот же период). Десятку наиболее дотационных регионов (доля трансфертов в доходах которых варьируется от 59 до 87%) составляли северокавказские республики, а также республики Тыва, Алтай и Камчатский край.

Структура трансфертов из федерального бюджета по-прежнему напоминает лоскутное одеяло: соотношение дотаций, субсидий и субвенций в субъектах РФ очень разное. Наиболее непрозрачным видом помощи (точнее, особой поддержки) являются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. После почти двукратного снижения их объема в 2010 году в связи с завершением острой фазы кризиса в 2011-м они вновь выросли в полтора раза, до 154 млрд рублей, что составляет 2% всех доходов бюджетов регионов и 9% всех трансфертов, хотя кризис вроде бы завершился. Видимо, возникла иная причина: перед федеральными выборами потребность в ручном управлении всегда растет, поэтому выросли и самые непрозрачные дотации.

Некоторые развитые субъекты РФ также поддерживаются из федерального бюджета. Если в середине 2000-х особое внимание оказывалось Петербургу, то в 2011 году преференции получил самый богатый город страны — Москва. В рамках существующих правил выделения дотаций, субсидий и субвенций сделать это крайне сложно, даже при всей их непрозрачности, поэтому был найден особый путь. Столица в 2011 году получила 76 млрд рублей в виде прочих безвозмездных поступлений. Для сравнения: выделенная Москве сумма равна бюджету таких регионов, как Волгоградская, Воронежская, Саратовская или Оренбургская области. Одна из версий такой щедрости федеральных властей — деньги выделены на софинансирование строительства метро.