Биржа защитит инвесторов

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
26 ноября 2012, 00:00

Московская биржа предлагает компаниям добровольно повысить качество корпоративного управления. Взамен они должны получить премию к котировкам, а биржа — приток инвесторов

Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ
Оксана Деришева сделает компании прозрачнее и ответственнее

Отечественный фондовый рынок продолжает сдавать позиции: если до кризиса на Лондонскую биржу приходилось 25–30% торгов акциями российских эмитентов, то теперь, по самым скромным оценкам, — 50%. При этом эмитенты все чаще размещают бумаги в Лондоне (Нью-Йорке или Гонконге) и все реже в Москве. Причин тому много. Компании пеняют на «низкий», то есть депрессивный, российский рынок и опасаются, что он не сможет «справедливо» оценить их акции. Так, в кулуарах IX Федерального инвестиционного форума зампредправления Сбербанка Белла Златкис сказала журналистам, что по многим причинам ADR для Сбербанка пока приоритет. Инвесторы, в свою очередь, жалуются на то, что эмитенты не соблюдают их права. Крайней остается Московская биржа, чей бизнес начал стагнировать: обороты торгов по акциям падают, новые эмитенты единичны и все больше из третьего эшелона. Но эта проблема не нова. С такими же сложностями столкнулся бразильский рынок Bovespa — и смог их преодолеть.

Что получилось в Бразилии

В начале 2000-х бразильские компании предпочитали проводить свои IPO в Нью-Йорке, а Bovespa была маленькой региональной площадкой. Местные участники торгов жаловались на слабую судебную систему, непрозрачность эмитентов и небольшое влияние миноритарных акционеров на принятие решений.

В 2000 году Bovespa создала систему премиальных сегментов листинга Novo Mercado по аналогии с лондонским сегментом Premium и немецким Neuer Market. Суть была в следующем: чтобы попасть в премиальный список, эмитенты брали на себя дополнительные обязательства. Они обещали, что в их наблюдательном совете будет несколько независимых директоров, что в случае делистинга (ухода с биржи) выставят акционерам оферту и что будут раскрывать информацию о себе и на португальском, и на английском языках. В ответ же рынок оценивал такие предприятия с премией по сравнению с остальными.

Компании посчитали это предложение выгодным. Уже к 2012 году на премиальный листинг согласилось более 120 компаний, на которые теперь приходится до 65% капитализации бразильского рынка, более 70% новых IPO и 80% объема торгов. Успехи впечатляющие. Их решили повторить и на Московской бирже. Сейчас там активно прорабатывается вопрос о запуске «Нового рынка».

Крепкие середняки

«Новый рынок» — это аналогичный бразильскому премиальный сегмент листинга. Чтобы получить его, компании должны будут взять на себя повышенные обязательства по корпоративному управлению и информационной прозрачности. Как рассказала «Эксперту» заместитель директора департамента первичного рынка Московской биржи Оксана Деришева, требования ориентированы на дополнительную защиту прав инвесторов и нивелирование недостатков российского законодательства, а также на повышение информационной прозрачности. Не секрет, что сегодня российские эмитенты стараются всячески обойти закон, чтобы сэкономить на офертах, и уходят с биржи, нимало не заботясь об интересах мелких акционеров (самые яркие примеры — «Силовые машины» и «Седьмой континент»).

Так, для компаний с «Нового рынка» голосование квазиказначейскими акциями будет ограничено, этих эмитентов обяжут раскрывать информацию о своих конечных контролирующих собственниках. При делистинге оферты станут обязательными. Помимо этого от эмитентов потребуют синхронно раскрывать информацию на русском и английском языках. Чтобы получить премиальный листинг, эмитент, топ-менеджеры и контролирующие акционеры должны будут подписать договор о согласии с правилами «Нового рынка». Нарушение требований премиального сегмента обернется исключением из него, что, в свою очередь, запустит механизм выставления оферт.

В целом многие российские компании уже давно соответствуют большинству этих требований. Однако раньше их усилия российским рынком игнорировались, и такие эмитенты предпочитали листинг в Нью-Йорке и Лондоне. Так, основной объем акций МТС обращается именно в Нью-Йорке, британскую прописку предпочли «Полиметалл», «Полюс Золото» и «Евраз».

Теперь же у эмитентов должен возникнуть экономический стимул для размещения в Москве: они могут получить рыночные премии к ценам акций за счет прозрачности. «На данный момент существует значительный потенциал роста капитализации российского рынка: коэффициенты цена/прибыль, P/E многих российских компаний в два с лишним раза ниже, чем соответствующие коэффициенты сопоставимых компаний как в развитых странах — США, Великобритании, Германии, так и на развивающихся рынках Бразилии, ЮАР, — говорит Оксана Деришева. — Причины такой недооцененности — риски корпоративного управления, плохая репутация российского рынка и корпоративная непрозрачность».

Игроками «Нового рынка» будут прежде всего средние эмитенты — такие компании гибче и с большей вероятностью смогут принять на себя повышенные обязательства. В целом такой курс правильный. Договориться об участии в премиальном сегменте с компанией средней руки намного проще, чем с каким-нибудь монстром, которому российская ликвидность не очень-то и нужна.

«К сегменту есть живой интерес со стороны ряда компаний. Хотя многие занимают выжидательную позицию. Вместе с тем очевидно, что именно первые компании, вышедшие в проект “Новый рынок”, снимут сливки», — считает Оксана Деришева. Планы на три года — привлечь в премиальный сегмент хотя бы пять компаний.