Деловая конъюнктура

25 ноября 2013, 00:00

Промышленное производство в октябре: снова на грани стагнации; Настроения производителей улучшаются; ЦБ кастрирует денежную массу

Октябрьская статистика промышленного производства не принесла радостных сюрпризов. По оценке ЦМАКП, промышленность по-прежнему балансирует на грани стагнации и слабого роста — в октябре увеличение выпуска по отношению к сентябрю оценивается в 0,1% (со снятой сезонностью). При этом уровень выпуска за десять месяцев текущего года превышает уровень января—октября 2012-го на 1,2% (с учетом календарного выравнивания, оценка ЦМАКП). Устойчивая, хотя и слабая тенденция роста сохраняется в добыче полезных ископаемых, а также в пищевом производстве. В последнем случае рост связан с переработкой более богатого, чем прошлогодний, урожая. В обрабатывающих отраслях подъем наметился в производстве транспортных средств.

Первые ноябрьские данные показали определенное улучшение оценок предприятиями текущего положения дел в российской промышленности. Обработка результатов конъюнктурных опросов Института экономической политики им. Гайдара (ИЭП) показала, что индекс промышленного оптимизма (ИПО) вырос на 3,5 пункта и достиг 19-месячного максимума.

Самые сильные изменения претерпели прогнозы выпуска, комментирует руководитель Лаборатории конъюнктурных опросов ИЭПа Сергей Цухло. Очищенные от сезонности данные показали рост оптимизма производственных намерений сразу на 8 пунктов и выход показателя на двухлетний максимум.

За январь—октябрь 2013 года денежная база в широком определении сократилась на 901 млрд рублей, в том числе на 165 млрд рублей в октябре, подсчитал ведущий эксперт Центра структурных исследований (ЦСИ) ИЭП Михаил Хромов. Отрицательная динамика денежного предложения в течение большей части года, до периода масштабных бюджетных трат в конце года, — характерная черта последних нескольких лет.

Интервенции Банка России на валютном рынке в текущем году выражались преимущественно в продажах иностранной валюты, что вело к снижению денежного предложения. Банк России продавал валюту в течение семи месяцев из десяти (с апреля по октябрь). Суммарный итог операций на валютном рынке — продажа 19 млрд долларов, что привело к сокращению денежной базы на 635 млрд рублей, в том числе 2 млрд долларов и 64 млрд рублей в октябре, посчитал Хромов.

Остатки на счетах расширенного правительства в Банке России, по данным ЦСИ, выросли с начала года на 1,1 трлн рублей, в том числе на 260 млрд рублей в октябре. 713 млрд рублей в начале года было перечислено в Резервный фонд по итогам сбора нефтегазовых доходов в 2012 году. Расходование средств ФНБ осуществлялось в рамках передачи денег Пенсионному фонду для программы софинансирования добровольных пенсионных накоплений, однако эти величины суммарно не превысили 6 млрд долларов.

Единственный положительный фактор динамики денежной базы в 2013 году — увеличение задолженности банков перед Банком России. Всего с начала года обязательства фининститутов перед регулятором выросли более чем на 700 млрд рублей. Общий объем задолженности банков по операциям рефинансирования составил 3,8 трлн рублей. Кроме того, в поддержке банковской ликвидности активно участвует Минфин, размещая часть собственных средств на депозитах в коммерческих банках. По состоянию на 1 ноября 2013 года величина этих депозитов составила 739 млрд рублей, что на 234 млрд больше уровня начала текущего года.

Столь вялая эмиссионная активность ЦБ не могла не сказаться на динамике конечных денежных агрегатов. Наличные деньги в обращении за девять месяцев текущего года сократились на 16 млрд рублей, а совокупная рублевая денежная масса (агрегат М2) увеличилась за три квартала всего на 1,2 трлн рублей, или на 4,5%. Это примерно втрое ниже прироста номинального ВВП за указанный период, что означает жесткое сжатие реальной денежной массы.

В последние три года сформировался режим денежной эмиссии, основанный на операциях ЦБ по рефинансированию банковского сектора. Всего с начала 2011 года задолженность банков перед регулятором выросла более чем на 3 трлн рублей, достигнув к 1 ноября 2013 года 3,8 триллиона. В то же время значимость операций с резервными активами для денежной эмиссии к 2013 году резко упала. Масштабный стерилизующий эффект бюджетных счетов в 2013-м сошел на нет вместе со снижением доходов расширенного правительства и переходом к дефицитному бюджету.