Не от хорошей жизни

Дмитрий Яковенко
2 июня 2014, 00:00

Замедлившийся было рынок торгового финансирования в нынешнем году имеет все шансы ускориться. Основными драйверами станут торможение банковской системы и геополитические проблемы

Рисунок: Игорь Шапошников

Банковская сфера продолжает планомерно сбрасывать обороты. Быстрее всех сдает розница, а вот корпоративное кредитование за первые четыре месяца 2014 года немного ускорилось. В итоге корпоративный портфель с начала года в два раза опередил розничный — такого банковская сфера не видела уже несколько лет. Но это внезапное ускорение больше напоминает конвульсии. Основные причины роста выдачи кредитов реальному сектору — статистическая (девальвация рубля) и геополитическая (закрытие внешних долговых рынков; российские компании, по сути, просто рефинансируют свой внешний долг внутри страны).

Так что вопрос о поиске новых точек роста для банковской сферы остается открытым. К не самым явным решениям относится рынок торгового финансирования и его основной инструмент — аккредитивы.

Клиентам — спокойствие, банкирам — деньги

Аккредитив — один из наиболее популярных инструментов сегмента торгового финансирования, по сути способ минимизировать риски обеих сторон торговой сделки. «Для покупателя расчеты аккредитивами исключают риск недопоставки или некачественной поставки товаров, а поставщику дают гарантию платежа за товар после предоставления необходимых документов, подтверждающих отгрузку», — отмечает Виктория Гайкалова, начальник управления межбанковского сотрудничества с банками дальнего зарубежья СБ Банка. Соответственно, аккредитивы могут использоваться как во внешнеэкономической деятельности, так и для торговых сделок внутри страны, причем не только на корпоративном уровне: с помощью аккредитивов, например, оформляется продажа и покупка недвижимости.

Простейшая схема расчета с помощью аккредитива выглядит так: российский импортер обращается в банк с просьбой открыть аккредитив в адрес иностранного поставщика. Выпуская такой аккредитив, российский банк фактически выдает экспортеру гарантию на оплату товара. «В большинстве случаев зарубежные компании-экспортеры требуют подтверждения к аккредитиву, выпущенному российским банком, от зарубежного первоклассного банка, — рассказывает Виктория Гайкалова. — Подтверждение служит дополнительной гарантией платежа по аккредитиву». На следующем этапе подтверждающий банк сообщает экспортеру, что в его адрес выставлен аккредитив, — для последнего это служит сигналом начать отгрузку товара. После того как товар отправлен, поставщик должен передать в подтверждающий банк документы об отгрузке, и, если никаких нарушений нет, банк выплачивает экспортеру сумму аккредитива — стоимость товара. Затем стоимость товара в его пользу выплачивает российский банк-эмитент, списывая эти деньги со счета покупателя. Зачастую сделки выглядят сложнее, но в любом случае взаимодействие продавца и покупателя ограничивается подписанием контракта и поставкой товара. Весь денежный и документооборот берут на себя банки.

Помимо минимизации рисков аккредитив может выполнять и дополнительные функции. Наиболее часто встречающаяся — постфинансирование: кредит для российского импортера, который российский банк предоставляет ему, получив, в свою очередь, кредит от подтверждающего иностранного банка. «В зависимости от типа товаров отсрочка может составлять от полугода до года, если речь идет о товарах с короткой оборачиваемостью, которые используются для дальнейшей перепродажи, — рассказывает Александр Мещеряков, директор департамента международного финансирования Промсвязьбанка. — В случае импорта оборудования отсрочка может быть дольше: два-три года. А если к сделке подключается экспортное агентство, то период постфинансирования можно увеличить до пяти и даже до десяти лет».

В случае с постфинансированием импортер, по сути, получает аналог торгового кредита в российском банке. Разница только в стоимости. Российский банк получает на сделке ту же маржу, что и при выдаче обычного кредита, но прибавляется она не к дорогому российскому фондированию, а к дешевому западному. «В случае с постфинансированием оборудования или других вещей с длительным периодом окупаемости разница между ставками по аккредитиву и обычному кредиту составит порядка полутора-двух процентов годовых в пользу первого, — рассказывает Александр Мещеряков. — При торговом финансировании оборотного капитала речь может идти о разнице до одного процента годовых».

При этом продажа аккредитивов предполагает получение банком еще и комиссионного дохода. «Ценообразование по аккредитивам складывается из двух составляющих, — рассказывает Инна Цымалина, начальник управления торгового финансирования ЮниКредит Банка. — Первая — комиссии, определяемые на основании оценки кредитного риска контрагента: комиссия за открытие аккредитива (риск приказодателя), комиссия за подтверждение входящего аккредитива (риск банка-эмитента) и некоторые другие. Второй элемент — комиссии за совершение различных операций по аккредитиву, которые отражают уровень трудозатрат на совершение определенных действий: комиссия за проверку документов (платеж), комиссия за изменение условий аккредитива и ряд других».

Темный рынок

Рынок аккредитивов, да и вообще торгового финансирования, — один из самых закрытых сегментов банковской системы. «Рынок сложно оценить в объемах из-за отсутствия отдельных исследований, — рассказывает Марина Мусиец, заместитель директора “Эксперт РА”. — На основании 101-й формы отчетности банков можно измерить объем выставленных аккредитивов (резидентам и нерезидентам) и объем аккредитивов к оплате. Однако расчеты при открытии непокрытого аккредитива (банк-эмитент не перечисляет в пользу исполняющего банка всю сумму аккредитива, а позволяет списывать суммы в заранее установленном порядке. — “Эксперт”) проходят по счетам “выданные гарантии и поручительства” и “полученные гарантии и поручительства”, и оценить их объем, отделив от гарантий, затруднительно».

«Эксперт РА» еще в 2011 году предпринял попытку оценить рынок торгового финансирования. Объем рынка тогда оценивался примерно в 120 млрд долларов. На экспортные аккредитивы из этой суммы приходилось более 50%, на импортные — более 10%. Количество выпущенных импортных аккредитивов (основываясь на анкетах основных игроков) в агентстве оценили в 4 тыс. штук, экспортных — в 3 тыс. Одновременно прогнозировалось, что рост рынка превзойдет по темпам совокупные банковские активы — за счет вступления в ВТО и восстановления внешней торговли после кризисного спада. Оценить, насколько сбылись предсказания агентства, достаточно сложно. С одной стороны, в 2012 году в ряде СМИ объем рынка аккредитивов оценивался в 200 млрд долларов. Что касается объема импортных аккредитивов, то Александр Мещеряков из Промсвязьбанка оценивает их в 10–11 тыс. долларов в год — эти данные можно получить из системы SWIFT, через которую проходят все международные аккредитивы (по внутрироссийской торговле собрать подобную статистику пока невозможно). С другой стороны, темпы роста портфеля торгового финансирования разнятся даже у банков, лидирующих на этом рынке. Например, в Промсвязьбанке оценивают прошлогодний прирост в 13% (против 33% в 2012 году), в ЮниКредит Банке — в 10%. А в Сбербанке приводят совсем другие — куда более высокие — цифры.«Объем расчетов внутрироссийскими аккредитивами в 2013 году достиг рекордных 100 миллиардов рублей, превысив в два с половиной раза соответствующий показатель 2012 года, — говорит Андрей Иванов, директор управления торгового финансирования и корреспондентских отношений Sberbank CIB. — С 2009 года объем  операций по аккредитивам с постимпортным финансированием увеличился более чем в четыре раза».

Спасибо санкциям

Но Сбербанк можно рассматривать и как рыночного маркетмейкера (еще в 2011 году доля банка на рынке оценивалась в 40%). «В первом квартале 2014 года объем выпущенных Сбербанком импортных аккредитивов с финансированием и подтверждением более чем на 50 процентов превысил аналогичный показатель прошлого года, — рассказывает Андрей Иванов. — В качестве основных причин подобного роста мы видим нестабильность текущей ситуации и неуверенность компаний-импортеров по поводу дальнейших колебаний курсов. Это привело к тому, что многие компании максимально ускорили реализацию запланированных на ближайшее время сделок».

Если рассматривать рынок аккредитивов как производную от объемов внешней торговли, то сегмент должен был застыть на одном месте уже два года назад: совокупный российский импорт и экспорт начиная с 2011 года никак не может пробить планку 900 млрд долларов (см. график). И тем не менее рынок растет. «Очевидно, что сложная внешнеэкономическая ситуация сейчас выступает в качестве драйвера спроса на инструменты торгового финансирования, — уверен Александр Мещеряков. — Если российская компания долгое время работает с иностранными поставщиками, то, как правило, она может пользоваться инструментами прямого финансирования: теми же товарными кредитами, предполагающими отсрочку платежа. В этих условиях инструменты торгового финансирования выступают в качестве дополнения: например, когда сроков и объемов товарного кредита не хватает. Сейчас ситуация изменилась: риски на Россию в глазах западных поставщиков существенно выросли, они либо сокращают сроки и объемы кредитов, либо вообще закрывают кредитные линии для российских покупателей. Российским компаниям приходится обращаться за услугами торгового финансирования к российским банкам. Поэтому сейчас мы даже видим всплеск активности на рынке».

Российские банки находятся в ситуации, когда за счет более активного продвижения инструментов торгового финансирования можно не только помочь своим клиентам — участникам ВЭД, но и нарастить объемы комиссионного дохода (не секрет, что именно за счет комиссий, а не кредитования, банки уже давно собирают большую часть прибыли). Правда, здесь есть ряд проблем. Во-первых, геополитические события негативно сказываются и на возможности банков привлекать зарубежное финансирование по аккредитивам. «Каких-то сложностей мы пока не видим, рынок все еще открыт, — говорит Виктория Гайкалова. — Но заметно, что некоторые иностранные банки-партнеры берут сделки с большей осторожностью, дольше их рассматривают. Соответственно, подросла и стоимость фондирования, пока, правда, несущественно».

Во-вторых, не приходится надеяться на то, что за счет аккредитивов банкиры будут активно помогать своим клиентам, испытывающим трудности в финансировании торговых контрактов, — все-таки риск, который принимает на себя банк при предоставлении отсрочки или постфинансирования по аккредитиву, ничем не отличается от обычного кредитного риска. «При финансировании импорта с использованием аккредитивов у банка возникает такой же риск, как и при кредитовании, — говорит Елена Батаева, заместитель директора департамента казначейства Банка “Петрокоммерц”. — В случае если финансовое состояние или структура сделки клиента не удовлетворяет требованиям банка, банк не будет предоставлять клиенту кредитный продукт».

И наконец, в-третьих, порог входа на рынок торгового финансирования достаточно высок. «Сегодня, чтобы успешно продавать аккредитивы, нужно не только иметь международный рейтинг, но и обладать квалифицированной и опытной командой, знающей все нюансы этого инструмента, — уверены в Промсвязьбанке. — Клиент просто не будет доверять банку, не выполняющему какой-то определенный объем работ на рынке, даже если у того есть рейтинг и открытая кредитная линия в западном банке. Поэтому конкурирует друг с другом, по сути, десяток игроков. Более мелким стало тяжелее: низкий рейтинг, не хватает лимитов, клиентская база не адаптирована для подобных продуктов, а те, кто ими интересуется, уже работают с крупными банками».