Внимание на розницу

Руслан Коршунов
29 сентября 2014, 00:00

Рынок лизинга испытывает сжатие и структурную перестройку: на первое место, как в 2008 году, вышел самый ликвидный сегмент — автолизинг. Но рост просроченной задолженности и сокращение автопродаж мешают ему стать драйвером рынка

В первом полугодии 2014 года рынок лизинга продолжал снижаться: новый бизнес* за январь—июнь 2014 года составил около 344 млрд рублей (сокращение к первому полугодию 2013-го — около 2,5%), а сумма новых лизинговых договоров — 505 млрд рублей (сокращение на 15%). Столь значительная разница между темпами изменения показателей, на наш взгляд, объясняется структурными изменениями рынка: снижением количества крупных сделок в сегментах авиа- и железнодорожного лизинга. Кроме того, на сумме новых договоров лизинга сказался рост числа розничных сделок (темпы их прироста составили около 15%), которые заключаются на менее длительные сроки, что уменьшает разницу между ценой имущества и суммой договора лизинга. Сегментами, показавшими положительную динамику новых сделок, стали грузовой (16%) и легковой (23%) автотранспорт. Значительный объем сделок, заключенных компанией «ВТБ Лизинг», позволил не уйти в минус сегменту строительной и дорожно-строительной техники.

В начале года лизингодатели зафиксировали рост спроса на услуги со стороны клиентов, которые приобретали имущество, чтобы избежать крупных валютных рисков, связанных с ожиданиями ослабления рубля. В дальнейшем произошло резкое падение спроса, вызванное как удорожанием кредитов, так и неопределенностью внешнеполитической ситуации и санкциями в отношении России. На этом фоне чистый вывоз капитала из России банками и предприятиями за первое полугодие 2014 года, по данным ЦБ РФ, составил 74,6 млрд долларов — это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года (33,7 млрд). Следствием этого стало уменьшение объемов и рост стоимости банковского кредитования, которые негативно сказались на объемах нового бизнеса.

*В текущем и последующих исследованиях «Эксперт РА» показатель «новый бизнес» будет рассчитываться как стоимость имущества (без НДС) по новым заключенным сделкам. Особенность данного показателя в том, что его изменения зависят только от динамики инвестиций в экономике и не подвержены влиянию таких факторов, как срок договора лизинга, стоимость привлеченных ресурсов под сделку, размер маржи лизингодателя и т.д. Ранее под «новым бизнесом» понималась вся сумма договоров лизинга, включая НДС.

 

Розничная атака госкомпаний

В первую тройку компаний по объему нового бизнеса (стоимости имущества) за первое полугодие 2014 года вошли «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ Лизинг», поднявшиеся на первое и второе места соответственно (см. таблицу 2). Третье место заняла компания «Европлан». В совокупности на тройку лидеров приходится около 40% всего объема нового бизнеса (за первое полугодие 2013 года — 33%, 2012-го — 37%).

В структуре новых договоров лизинга в первом полугодии 2014 по сравнению с аналогичным периодом 2013-го произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний возросла на 7,2 п. п. (см. график 2), связано это с наращиванием розничных сделок (в первую очередь компаниями «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ Лизинг») на фоне сокращения крупных сделок в железнодорожном и авиасегменте. Доля госкомпаний в структуре нового бизнеса (стоимости имущества) тоже возросла и составила 47,8%.

Доля железнодорожной техники в сумме новых договоров лизинга продолжает стремительно снижаться: если в первом полугодии 2013 года она достигала 34%, то в первом полугодии 2014-го — уже 22,3%. Авиасегмент после рекордного роста в прошлом году (его доля выросла с 2 до 19,8%) тоже сократился, его доля снизилась до 17,2%. Сегментами, показавшими положительную динамику новых сделок, стали грузовой (16%) и легковой (23%) автотранспорт. Значительный объем сделок, заключенных компанией «ВТБ Лизинг», вытянул в плюс и сегмент строительной и дорожно-строительной техники (без учета этой компании он сократился бы на 13%).

В целом по рынку положительные темпы прироста помимо автомобилей и строительной техники продемонстрировали еще девять сегментов. Среди них машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, недвижимость, суда. Но с учетом того, что эти сегменты между собой связаны слабо, а их доля в общем объеме рынка составляет около 21%, они не смогли переломить сложившуюся тенденцию сокращения лизингового рынка России.

Доля крупных компаний в структуре нового бизнеса за первое полугодие 2014 года снизилась до 53,2% (см. график 3). По мнению агентства, более высокая доля крупного бизнеса в структуре новых договоров лизинга в отличие от нового бизнеса связана со срочностью лизинговых договоров с такими клиентами. Крупные договоры, как правило, заключаются на более длительные сроки, что повышает разницу между ценой имущества и суммой договора. В крупных сделках также может быть выше ставка страхования имущества, что увеличивает дельту между договором лизинга и ценой имущества.

 

Негарантированные сделки

Помимо целого ряда преимуществ сделки с представителями малого и среднего бизнеса (МСБ) несут в себе значительные кредитные риски, поскольку этот сегмент очень чувствителен к изменениям в экономике страны. Согласно результатам анкетирования, заметная часть лизингодателей уже сейчас отмечает ухудшение взаиморасчетов между контрагентами в первом полугодии 2014 года и увеличение просрочек по договорам. Дальнейшее ухудшение макроэкономической ситуации в стране может обусловить заметный рост неплатежей некоторых клиентов компаний.

Проблемная задолженность* у ряда лизинговых компаний на 1 июля 2014 года составляет более 10% портфеля, что говорит о возможной потере значительной части будущих платежей. «Сегодня мы наблюдаем заметное падение спроса на новую технику, и, естественно, это негативно отражается как на лизинге, так и на кредитовании. К сожалению, у всех лизингодателей продолжает расти дебиторская задолженность. Даже если некоторые компании пытаются отрицать этот факт, тенденция налицо», — отмечает Владимир Добровольский.

В условиях наращивания сделок в розничном сегменте, более чувствительном к конъюнктуре экономики страны, эффективным инструментом снижения кредитного риска может стать более активное участие лизинговых компаний в программах поддержки МСБ. Эти программы дают лизингодателям возможность повысить качество обеспечения по договорам и снизить уровень долговой нагрузки на лизингополучателей. «Использование поручительства гарантийного фонда может быть эффективным инструментом поддержки сделки, когда лизингополучатели не набирают требуемый лизингодателем аванс. Поручительство фонда вкупе с авансом дает также больше оснований для одобрения сделки, в случае расторжения которой может быть затруднена оценка рыночной стоимости имущества», — комментирует Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы.

Размер ответственности фондов по одному поручительству может составлять до 50–70% суммы обязательств заемщика (в зависимости от масштабов фонда объем поручительства может доходить до 70 млн рублей). Кроме того, при неуплате лизингодатель сможет истребовать денежные средства с должника оперативнее, чем в случае судебных разбирательств. Сотрудничество с гарантийными фондами дает возможность привлекать надежных клиентов, у которых выполнение обязательств по лизинговым договорам обеспечено государством. Использование гарантий фондов в лизинговых сделках будет стимулировать интерес потенциальных клиентов к услугам лизинговых компаний. Очевидно, что из-за небольшого объема поручительства этот инструмент будет востребован скорее в розничных сделках.

Тем не менее гарантийный механизм на лизинговом рынке еще в должной степени не налажен. «Условия по гарантиям лизинга не всегда отвечают потребностям МСБ. Мы проработали этот вопрос с госорганами, изучили статистику по имуществу, для приобретения которого использовались различные формы господдержки, учли положительный опыт работы Сбербанка, — рассказывает Дмитрий Ерошок, генеральный директор “Сбербанк лизинга, — и в данный момент мы готовим отдельный продукт, ориентированный на потребности предприятий МСБ с возможностью использования механизма поручительства гарантийных фондов. В 2014 году планируем запустить это предложение в нашей региональной сети и через региональные гарантийные фонды».

Текущий уровень мультипликатора капитала (отношение внебалансовых обязательств к капиталу) гарантийных фондов свидетельствует о наличии потенциала роста поручительств, объем которых может покрыть, по оценкам «Эксперт РА», примерно 15% нового бизнеса розничного сегмента. Столь значительный объем неиспользованных поручительств дает лизингодателям дополнительные возможности наращивания портфеля и снижения кредитного риска на одного клиента. Стоит заметить, что часть этого объема гарантий могут выбрать банки при кредитовании МСБ.

Сейчас лизингополучатели активно пользуются не гарантиями, а субсидиями по авансовым и лизинговым платежам. Эта программа дает возможность покрывать 25–30% лизинговых платежей. Как правило, гарантии оказывают гораздо меньшее влияние на решения лизинговых компаний, чем, например, на банковские решения при одобрении кредита. При кредите поручительства гарантийных фондов могут способствовать снижению процентной ставки и увеличению объема кредитования. Кроме того, такой тип обеспечения выгоден банкам потому, что гарантии фондов имеют высокую категорию качества обеспечения, что не требует создания крупных резервов согласно Положению Банка Росссии № 254-П, и как следствие, позволяют снизить давление на капитал. Такие послабления не распространяются на лизинговые компании, поэтому у них меньше мотивов использовать гарантии.

*Весь остаток платежей к получению по сделкам, по которым имеется просрочка более 60 дней, к портфелю на 01.07.2014.

 

Ни самолетом, ни поездом…

Согласно пессимистическому прогнозу «Эксперт РА» на 2014 год, сокращение лизингового рынка может составить до 20% (новый бизнес не превысит 630 млрд рублей). Если в прошлом году в условиях спокойной политической ситуации сгладить падение смог авиализинг, то в этом году такого сегмента-драйвера нет. Реализация крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и проч.) скажется на рынке только в 2015–2016 году. Увеличение налогового бремени на бизнес (с 1 января 2015 года регионы могут ввести налог с продаж) окажет давление на финансовое состояние МСБ, так как новый налог повлияет на стоимость товаров и услуг, что негативно отразится на потребительском спросе.

«Мы ожидаем уменьшения объемов нового бизнеса к концу года не менее чем на 5–10 процентов по сравнению с показателями 2013 года. Структура рынка будет смещена в сторону авиализинга, лизинга коммерческого автотранспорта, специальной техники. При этом сохранение объемов в сегменте, скажем, специальной, коммунальной и дорожно-строительной техники будет возможно только при условии сохранения объемов финансирования в рамках действующих крупных государственных и региональных программ», — отмечает Дмитрий Ерошок.

Позитивный прогноз предполагает сокращение рынка лизинга на 5% (новый бизнес составит около 745 млрд рублей). Вступление в силу регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011), по нашим оценкам, не приведет к резкому обновлению железнодорожного парка. В связи этим, по нашему мнению, сегмент железнодорожной техники продолжит падение (–35%; при позитивном прогнозе –16%). Лизинг авиасудов после взрывного роста в прошлом году будет сжиматься до –10%, а при пессимистическом прогнозе — до –20%, поскольку этот сегмент сильно зависит от иностранных авиастроительных компаний и партнеров по обслуживанию воздушных судов, сотрудничество с которыми сейчас находится под сильным влиянием внешнеполитической обстановки. Рост, по мнению «Эксперт РА», продемонстрирует автолизинг (около 15%). Однако в случае серьезного ухудшения конъюнктуры авторынка (спад продаж во втором полугодии 2014 года составит около 16%, а за 2014 год — 12%)* сегмент может упасть на 5%. В остальных сегментах рынка лизинга мы ожидаем темпов сокращения нового бизнеса до 14%, при позитивном прогнозе — до 6%.

*Согласно прогнозам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

МСФО 2013: своими силами

В связи с внешнеполитической ситуацией и постепенным ужесточением санкций российские лизинговые компании практически лишились доступа к долговым рынкам Европы и США. «Сегодня мало кто понимает, что происходит в финансовом секторе в связи с принятием санкций против Российской Федерации. И самое главное, нет ясности в вопросе, на какие еще меры пойдут США и Европа. В настоящее время весь наш рынок капитала ориентирован на Запад. Для того чтобы переориентировать его, к примеру, на Китай нужно много времени», — говорит Владимир Добровольский.

Дальнейшее сокращение объема сделок с иностранными партнерами может отрицательно сказаться на заинтересованности отечественных компаний в использовании отчетности по МСФО. По нашему мнению, если Министерство финансов в дальнейшем не ужесточит требования к срокам введения обязательного МСФО для финансовых и государственных компаний, то ряд лизинговых компаний может даже на время отказаться от подготовки такой отчетности.

По оценкам «Эксперт РА», в 2013 году 35 лизинговых компаний составляли отчетность в соответствии с международными стандартами (в 2012-м их было 39, в 2011-м — 35, в 2009-м — 37). Аудит отчетности по МСФО за 2013 год проводили около 40% компаний. Подавляющая часть компаний (73%) составили отчетность по МСФО за 2013 год путем трансформации РСБУ, при этом основная часть не пользовалась внешними консультантами, а использовала собственных бухгалтеров (82%).

Комментирует генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг» Андрей Коноплев:

В первом полугодии 2014 года рынок лизинга, как и другие отрасли, находился в сложных для бизнеса экономических условиях.

На рынке грузовых железнодорожных перевозок продолжилось падение ставок доходности перевозок в полувагонах, что оказывает все больший негативный эффект на кредито- и платежеспособность участников рынка.

В железнодорожном и нефтегазовом сегменте наблюдается тенденция к консолидации отрасли крупнейшими игроками.

На рынке авиационной техники продолжил развиваться сектор операционного лизинга. По результатам прошлого года доля российских лизинговых компаний (основные игроки с государственным участием) в финансировании воздушного флота крупнейших пяти авиакомпаний выросла до 5,9%.

С учетом нестабильной макроэкономической ситуации в мире и в России в 2014 году мы рассчитываем на незначительное снижение текущего уровня лизингового портфеля. С нашей точки зрения, островками стабильности станут сегменты лизинга автотранспортных средств, дорожно-строительной техники и авиализинга.

ОАО «ВТБ Лизинг» в рамках работы по сделке осуществляет комплекс мероприятий, направленных на минимизацию присущих рынку негативных тенденций. На этапе анализа сделки проводится оценка прогнозных свободных денежных потоков на предмет достаточности средств на покрытие всех финансовых обязательств. При необходимости учитывается сезонность деятельности компании в графиках лизинговых платежей. На этапе сопровождения сделки осуществляется ежеквартальный мониторинг финансового состояния и деятельности клиента, позволяющий при наличии негативных тенденций проводить индивидуальную работу по урегулированию проблемы с платежами. В совокупности эти процедуры позволяют существенно сократить объем просроченных платежей. На текущий момент объем просрочки у лизингополучателей, ключевыми клиентами которых выступают государственные структуры, незначителен. Но в случае дальнейшего ухудшения макроэкономических факторов вероятность роста неплатежей с их стороны возрастает.