«Нельзя пересадить сердце слона лягушке»

Повестка дня
Москва, 20.10.2014
«Эксперт» №43 (920)

Фото: РИА Новости

На минувшей неделе в Пензенской области состоялся масштабный форум Общероссийского народного фронта (ОНФ) «Качественное образование во имя страны». В течение трех дней свыше 500 участников обсуждали самые наболевшие проблемы российского образования. Дискуссии проходили на пяти площадках, а итоги обсуждений были представлены лично президенту Владимиру Путину. Главные аспекты работы форума отметил заслуженный учитель России, заместитель директора физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга Сергей Рукшин.

Сергей Евгеньевич, кажется, в России еще не было такой гигантской дискуссионной общественной площадки, посвященной проблемам образования?

— На форуме практически не было управленцев, которые зависимы, а потому традиционно солидарны с властью. Собрались учителя школ, воспитатели детсадов, социальные педагоги, представители сельских школ, общественных организаций — ОНФ принципиально созвал именно такой состав. А потому дискуссии на пяти площадках были жаркими и интересными, а встреча с президентом стала финальным и очень полезным аккордом.

Расскажите, какие болевые точки системы образования затронули участники круглых столов?

— В числе первых — катастрофически низкий престиж профессии, бюрократизация системы образования, запредельная отчетность. Во многих заведениях электронный журнал вводят не вместо, а в дополнение к имеющимся бумажкам. Крайне не стимулирующая система оплаты труда учителей и преподавателей вузов. Выход на запредельные нагрузки. Учитель, работающий на две с половиной ставки, не может высококлассным образом исполнять свои обязанности. Преподаватели вузов, работающие на полторы ставки, не могут нормально заниматься научной работой и полноценно готовиться к занятиям.

Отсутствие реальной самостоятельности руководителей образовательной организации. Директора можно вышвырнуть без объяснения причин. Ректор сидит на контракте с министерством и не избирается коллективом.

Один из самых острых вопросов — отсутствие социальных лифтов для наших педагогов. Для профессии учителя нет системы рангов и иерархий. Повышение для учителя — это что? Завуч, директор — всё! Народ рекомендовал создать иерархию рангов должностей педагогов с учетом уровня квалификации и достижений — от простого учителя до учителя-методиста, наставника и так далее.

Поднималась злободневная тема «нормативно-подушевого» финансирования. Зафиксировали развал начального и среднего профессионального образования.

Наиболее дискуссионной и жаркой оказалась площадка «Качество образования в России: деградация или развитие?», которую вы модерировали.

— Можно сказать, что мы совместно определили причину, по которой в нашем образовании появилось так много болевых точек. Она такова: совершенно некритическое заимствование отдельных элементов успешных систем развития образования и науки в других странах без сопутствующих им социально-экономических условий функционирования этих систем.

Нельзя пересадить сердце лягушки слону, ссылаясь на то, что это сердце успешно справлялось со сво

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (920) 20 октября 2014
    Эксперт 400
    Содержание:
    Рубль фундаментально перепродан

    Но это не оградит его от новых раундов обесценения в случае дальнейшего падения цен на нефть. При этом рост ставок ЦБ нам практически обеспечен: это единственный способ, которым регулятор рассчитывает подавить разбуженные уже случившейся корректировкой курса инфляционные ожидания

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Ленинградская область
    Реклама