Уроки осторожных

Книги
Москва, 19.10.2014
«Эксперт» №43 (920)
Если деловая судьба дала вам шанс выжить, когда вы безумно рисковали, то вы вполне можете рассчитывать на то, что ваша компания будет жить вечно

Джим Коллинз написал две великие книги о современном управлении: «От хорошего к великому» и «Построенные навечно». Эти книги — необходимый минимум для начинающего топ-менеджера. Последняя его книга-исследование — «Великие по собственному выбору» — не так хороша, но, учитывая затяжную рецессию, которую переживает бизнес всего мира, и она заслуживает внимания.

Коллинз в паре с коллегой решили узнать, в чем особенности компаний, которым удается пережить тяжелые времена. Или жестче: есть хоть у кого-нибудь основания говорить, что они погибли в депрессию, потому что рынок был плох, негде было найти деньги, власти вели себя абсурдно, а потребители вдруг разом потеряли интерес к тому, что компания делает. Для этого исследователи взяли десять компаний (их назвали «группа 10х»), которые на протяжении последних пятнадцати лет показывали на фондовом рынке результаты лучше, чем фондовый рынок в целом, и сравнили их деятельность с компаниями из тех же отраслей в тот же период и даже с лучшими, чем у группы 10х, стартовыми условиями. Легко догадаться: исследователи обнаружили, что все дело во внутренней силе компаний, а не во внешних условиях. Ведь если бы было иначе, во времена продолжительных рецессий экономика стремилась бы к исчезновению, а этого не происходит. Значит, есть те, кто умеет выживать.

Печальной осенью 2008 года Раиса Иваницкая, тогдашний директор журнала «Эксперт Урал», сказала мне: «Выживают не те, кто надеется на лучшее, а те, кто готовится к худшему». Иваницкая исследований не проводила, но американские профессора делают тот же вывод. По мнению Коллинза, эффективные менеджеры опираются на три поведенческих принципа: фанатичная дисциплина, которая не дает утерять цель; эмпирическая креативность, которая дает новые решения; продуктивная паранойя, которая сохраняет жизнь.

Начиная исследование, аналитики предполагали, что группа 10х лучше других реагирует на изменения среды. Но оказалось, что в этом смысле она ничем не отличается от своих отраслевых конкурентов. Отличается она другим: эти компании с потрясающим упорством сохраняют на протяжении всего периода равномерное ускорение, а их соперники именно это правило и нарушают. Региональная авиакомпания Southwest Airlines решила, что она должна быть доходной каждый год. И ей это удалось, несмотря на то что за 14 лет исследования американская авиация в целом только шесть лет показывала положительный баланс. Дело не только в том, что компания контролировала издержки в плохие годы. В хорошие годы она отказывалась от широкой экспансии, входила только туда, где могла с гарантией сохранить доходность. Это настойчивое следование цели формирует жесткую последовательность всей деятельности компании.

Страховая компания Progressive Insurance выбрала своей целью то, что сводный коэффициент никогда не будет превышать 96%, то есть из 100% денег, полученных за страховки, компания должна тратить на свое содержание и на страховые случаи не более 96%. Вся система планирования и оценки деятельности компании была по

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (920) 20 октября 2014
    Эксперт 400
    Содержание:
    Рубль фундаментально перепродан

    Но это не оградит его от новых раундов обесценения в случае дальнейшего падения цен на нефть. При этом рост ставок ЦБ нам практически обеспечен: это единственный способ, которым регулятор рассчитывает подавить разбуженные уже случившейся корректировкой курса инфляционные ожидания

    Русский бизнес
    Наука и технологии
    Потребление
    Ленинградская область
    Реклама