ОАК умерила амбиции

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
12 октября 2015, 00:00

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) на четверть сократит программу выпуска лайнеров Superjet 100

Если раньше планировалось выпустить 830 самолетов до 2031 года, то теперь всего 595. И это с учетом тех 82 машин, что уже находятся в эксплуатации у авиакомпаний. То есть фактически речь идет о производстве 513 новых самолетов в течение 17 лет: по 31 машине в год. По словам главы ОАК Юрия Слюсаря, разработка нового реалистичного бизнес-плана была одним из условий докапитализации ОАК через механизм ОФЗ на сумму 100 млрд рублей. Большая часть этих средств пошла на погашение долгов «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС), которые достигали 1,75 млрд долларов. Теперь же, в соответствии с новым бизнес-планом, долги ГСС к 2031 году не должны превысить 1 млрд долларов. Но это еще не все. Компании предстоит резко сократить затраты и снизить себестоимость лайнеров, в том числе за счет замещения как минимум десяти различных импортных деталей и узлов отечественными аналогами. На каждом самолете экономия должна составить 2,6 млн долларов, а общий эффект в течение 17 лет — 1 млрд долларов.

ОАК полагает, что благодаря этим мерам проект SSJ уже в 2019 году выйдет на операционную прибыль, а еще через год начнет приносить и чистую прибыль. При этом в корпорации намерены сохранить ценовое преимущество своих самолетов перед конкурентами, удержав среднюю стоимость SSJ на уровне 28 млн долларов при каталожной цене порядка 36 млн долларов. Бразильская Embraer продает свои самолеты дороже. Например, прямой аналог SSJ — Embraer-190 — по каталогу стоит 47,4 млн долларов. А реальные сделки проходят по цене 39–40 млн долларов.

Однако Embraer продает почти в пять-шесть раз больше лайнеров, чем ГСС. И прежде всего потому, что в состоянии обеспечить финансовый пакет, где стоимость заемных средств не превышает 2–3%. У нас о такой ставке можно только мечтать. Тем не менее ОАК полна решимости добиться того, чтобы ежемесячный лизинговый платеж за SSJ не превышал 185 тыс. долларов.

Впрочем, помимо нового финансового пакета ОАК должна будет разработать и новую, удлиненную, версию SSJ, которая станет своего рода ответом Embraer, занимающейся сейчас разработкой модернизированных самолетов семейства Embraer E-Jets E2, которые начнут поступать в парки авиакомпаний в 2018 году. Уже известно, что ГСС начала создание модели SSJ Stretched Version на 110–125 пассажиров, которую планируется сертифицировать также в 2018 году, а еще через год начать поставки на рынок. Всего планируется продать 140 таких машин.

Заметим, что еще до принятия нового бизнес-плана ОАК уже приступила к сокращению выпуска SSJ. Уже известно, что по итогам этого года завод в Комсомольске-на-Амуре выпустит всего 17 SSJ, тогда как в прошлом году их было 37.