Не заплатишь — не поедешь

16 ноября 2015, 00:00

Предупредительные массовые акции протеста дальнобойщиков прошли накануне введения сбора платы за проезд по федеральным автомобильным трассам в Подмосковье, Белгородской области, Красноярском крае, под Новосибирском, в Рязани, Калуге и Иркутске. Водители выстраивали фуры вдоль дорог

Дальнобойщики протестуют против платы за проезд по федеральным трассам

Если их требования не будут услышаны, они грозятся перекрывать трассы. Плата вводится с 15 ноября для грузовиков, вес которых превышает 12 тонн.

Постановление правительства России о взимании платы за проезд тяжелых грузовиков по федеральным дорогам было принято еще 14 июня 2013 года. Предполагалось, что собирать ее начнут с 1 ноября 2014 года. Тариф был установлен на уровне 3,5 руб./км. Однако сроки были перенесены на 15 ноября 2015 года, при этом размер платы в мае этого года повышен до 3,73 руб./км. Впрочем, уже в октябре она была снижена до 3,06 руб./км. А 10 ноября премьер-министр подписал постановление о том, что до февраля 2016 года размер платы составит 1,53 руб./км. И только с 1 марта 2015 года автоперевозчикам придется платить за каждый километр уже 3,06 рубля. Хотя, надо отметить, Минэкономразвития и вслед за ним Общественная палата выступали за еще меньший размер платы — 0,97 руб./ км. Проезд без оплаты будет рассматриваться как правонарушение, чреватое штрафом. На настоящий момент известно, что штраф составит 40 тыс. рублей для индивидуального предпринимателя и 450 тыс. рублей для юрлица. Однако при повторном нарушении штрафы вырастут до 50 тыс. и 1 млн рублей соответственно.

Предполагается, что собранные средства пополнят дорожные фонды и будут направлены на модернизацию дорожного хозяйства. Дело в том, что автомобильные дороги России строились и строятся еще по старым советским стандартам, ориентировавшимся на максимальную массу автомобилей 8 тонн. Однако автомобилестроение с тех пор сделало шаг вперед, и сейчас никого не удивить фурами с массой более 12 тонн. Однако на состоянии отечественных трасс проезд таких грузовиков сказывается самым разрушительным образом, за что перевозчики и должны расплачиваться, по мнению сторонников введения платы. Последние ссылаются на опыт зарубежных стран, где существует подобная практика. Но, как известно, в России уже действуют транспортный налог, размер которого устанавливается региональными властями, и акцизы на бензин. Эти сборы также предназначены для пополнения дорожных фондов. Причем федеральное правительство уже давно ставит вопрос о том, что из этих сборов надо оставить один — акциз на бензин, хотя и откладывает решение по просьбе губернаторов. Ведь речь идет практически о двойном налогообложении. Теперь же вводится и третий платеж.

Трудно понять введение сбора именно сегодня, поскольку это повлечет негативные социальные последствия. При крайне неустойчивости деловой деятельности в условиях кризиса плата за проезд уберет из автотранспортного бизнеса небольших, практически самозанятых перевозчиков — владельцев нескольких фур.

Впрочем, не все автоперевозчики выступают против самого факта введения платы. Некоторые согласны платить, но при некоторых условиях. Во-первых, они требуют провести тестирование системы сбора платы «Платон», чтобы убедиться в том, что она работает нормально. Дело в том, что система эта высокотехнологична, а опыт внедрения подобных систем учета и контроля в России говорит, что на первых этапах они дают существенные сбои. Во-вторых, не все дальнобойщики успели установить на свой транспорт специальные устройства на основе GPS/ГЛОНАСС, с которых будут считываться данные о маршрутах. Они утверждают, что на пунктах установки таких устройств эти приборы в дефиците. Как альтернатива, предлагается оплачивать проезд согласно маршрутному листу. Но часто перевозчик, только привезя груз в пункт назначения, находит там себе другого заказчика и договаривается с ним о маршруте. Соответственно, он просто не может внести его в начальный маршрутный лист и рискует быть оштрафованным на проверочном посту. Впрочем, по словам заместителя министра транспорта России Евгения Дитриха, до мая 2016 года штрафовать за отсутствие передающего устройства будут только на дорогах Подмосковья (что, правда, может быть оценено как дискриминация). В-третьих, дальнобойщики предлагают другой порядок сбора платежей — не авансовый, а постоплату. В-четвертых, они требуют снижения установленного размера как платы за проезд, так и штрафов.

Примет ли эти условия правительство, сказать трудно. Но наверняка можно ожидать сбоя в поставках многих видов продукции, что особенно критично для розничной торговли и потребителей.