Другие цели, другие цифры

15 февраля 2016, 00:00

Проблема экономического роста оказалась под пристальным вниманием парламентариев — в минувшую пятницу в Госдуме прошли парламентские слушания «О первоочередных мерах Федерального собрания РФ, правительства РФ и Банка России по обеспечению экономического роста»

Чиновники и бизнес по-разному смотрят на проблему экономического роста

Формальным поводом стал план антикризисных действий, который сейчас разрабатывает правительство, но на самом деле вопрос стоит шире: фактически обсуждается план экономического развития страны. Слушания показали явный диссонанс, который существует между взглядом на эту проблему со стороны чиновников и со стороны бизнес-сообщества.

Замминистра экономического развития Олег Фомичев перечислил меры, которые содержатся в плане поддержки экономики (его готовит и внесет в правительство Министерство экономического развития в начале текущей недели). По словам представителя МЭР, этот план содержит как стабилизационные меры, так и те, которые помогут в среднесрочной перспективе вернуться на устойчивые темпы экономического роста. Среди первых — социальная защита, региональные программы поддержки занятости, поддержка системообразующих отраслей (автомобилестроения, транспортного машиностроения, легпрома и строительства), поддержка проектного финансирования (речь о Фонде развития промышленности), экспорта и МСБ.

Однако мало того что эти меры разрозненны и фактически повторяют прошлогодние. Несмотря на то, что само правительство уверено, что именно антикризисный план —2015 помог избежать серьезного спада, на самом деле успех прошлых и будущих действий правительства по поддержке экономики практически не поддается оценке. Зампред Счетной палаты Вера Чистова обратила внимание участников слушаний, что в прошлогоднем антикризисном плане отсутствуют конкретные измеримые показатели — а они должны быть по каждому пункту, чтобы потом можно было сопоставить, чего правительство собиралось добиться конкретной льготой или субсидией и чего добилось.

Зампред Банка России Дмитрий Тулин признал, что действия ЦБ по борьбе с инфляцией приводят к «ограниченному успеху» и «могут провоцировать экономическую стагнацию», — но лишь потому, что в России темпы экономического роста, инфляция, валютный курс и реальные доходы населения находятся «в опасной зависимости от цен на сырьевые товары». И органы власти должны устранить «структурные ограничения, препятствующие поступательному экономическому развитию и проведению эффективной денежно-кредитной политики». Таким образом, ЦБ продолжает открещиваться от того, чтобы разделить ответственность за экономический рост с правительством, как бы говоря ему: вы создайте условия, чтобы наши действия были эффективны, а в таргетирование не вмешивайтесь.

На что можно надеяться в такой ситуации? Авторы резолюции парламентских слушаний предлагают опереться на внутренние источники инвестирования. Сделать одним из ведущих инструментов стимулирования роста федеральный бюджет; увеличить объем бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, которые дадут мультипликативный эффект; провести ревизию институтов развития (вице-президент и председатель Федерального Межотраслевого совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян предложил создать специальный Центр управления развитием, который будет отвечать за рост — как было во всех странах, которым удалось сделать качественный рывок, и консолидировать институты развития). Но проблема в том, что если мы хотим сделать качественный рывок, то опереться только на бюджет не получится. Речь должна идти совсем о других масштабах поддержки экономики — не о тех, которыми сейчас осторожно оперирует правительство. «У Фонда развития промышленности 1200 проектов, а профинансировано 50, на 20 миллиардов рублей. У ЦБ специальный инструмент целевого финансирования на 200 миллиардов рублей — это уже кое-что. Но в 2014 году у нас было выдано 1,7 триллиона рублей только ипотечных кредитов — на одну отрасль. Мы что, хотим на 200 миллиардов рублей поднять всю российскую промышленность?» — задал вопрос главный редактор журнала «Эксперт», координатор Либеральной платформы Единой России Валерий Фадеев. Если мы действительно хотим добиться экономического роста, масштаб и мощность финансовой системы, масштаб инвестиций должны быть принципиально иными. Нужны схемы с участием инвестиционных фондов, реализуемые при поддержке ЦБ. Но и цели экономической политики должны при этом быть иными — не теми, о которых сегодня удобно и комфортно говорить правительству. «Цели экономической политики должны иметь нравственные основы, — сказал Фадеев. — Это благосостояние большинства населения, развитие страны, опора на отечественный бизнес. Эта программа должна быть принята обществом, она должна быть масштабной и иметь прямое действие».