Другие цели, другие цифры

Повестка дня
Москва, 15.02.2016
«Эксперт» №7 (975)
Проблема экономического роста оказалась под пристальным вниманием парламентариев — в минувшую пятницу в Госдуме прошли парламентские слушания «О первоочередных мерах Федерального собрания РФ, правительства РФ и Банка России по обеспечению экономического роста»

Формальным поводом стал план антикризисных действий, который сейчас разрабатывает правительство, но на самом деле вопрос стоит шире: фактически обсуждается план экономического развития страны. Слушания показали явный диссонанс, который существует между взглядом на эту проблему со стороны чиновников и со стороны бизнес-сообщества.

Замминистра экономического развития Олег Фомичев перечислил меры, которые содержатся в плане поддержки экономики (его готовит и внесет в правительство Министерство экономического развития в начале текущей недели). По словам представителя МЭР, этот план содержит как стабилизационные меры, так и те, которые помогут в среднесрочной перспективе вернуться на устойчивые темпы экономического роста. Среди первых — социальная защита, региональные программы поддержки занятости, поддержка системообразующих отраслей (автомобилестроения, транспортного машиностроения, легпрома и строительства), поддержка проектного финансирования (речь о Фонде развития промышленности), экспорта и МСБ.

Однако мало того что эти меры разрозненны и фактически повторяют прошлогодние. Несмотря на то, что само правительство уверено, что именно антикризисный план —2015 помог избежать серьезного спада, на самом деле успех прошлых и будущих действий правительства по поддержке экономики практически не поддается оценке. Зампред Счетной палаты Вера Чистова обратила внимание участников слушаний, что в прошлогоднем антикризисном плане отсутствуют конкретные измеримые показатели — а они должны быть по каждому пункту, чтобы потом можно было сопоставить, чего правительство собиралось добиться конкретной льготой или субсидией и чего добилось.

Зампред Банка России Дмитрий Тулин признал, что действия ЦБ по борьбе с инфляцией приводят к «ограниченному успеху» и «могут провоцировать экономическую стагнацию», — но лишь потому, что в России темпы экономического роста, инфляция, валютный курс и реальные доходы населения находятся «в опасной зависимости от цен на сырьевые товары». И органы власти должны устранить «структурные ограничения, препятствующие поступательному экономическому развитию и проведению эффективной денежно-кредитной политики». Таким образом, ЦБ продолжает открещиваться от того, чтобы разделить ответственность за экономический рост с правительством, как бы говоря ему: вы создайте условия, чтобы наши действия были эффективны, а в таргетирование не вмешивайтесь.

На что можно надеяться в такой ситуации? Авторы резолюции парламентских слушаний предлагают опереться на внутренние источники инвестирования. Сделать одним из ведущих инструментов стимулирования роста федеральный бюджет; увеличить объем бюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты, которые дадут мультипликативный эффект; провести ревизию институтов развития (вице-президент и председатель Федерального Межотраслевого совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян предложил создать специальный Центр управления развитием, который будет отвечать за рост — как было во всех странах, которым удалось сделать к

У партнеров

    «Эксперт»
    №7 (975) 15 февраля 2016
    Что поесть в кризис
    Содержание:
    Риски мирового декаданса

    Кризис в международных взаимоотношениях приводит к разгулу пропаганды и дает третьим силам возможность играть на противоречиях великих держав. В начале XX века похожая ситуация спровоцировала Первую мировую войну

    Главная новость
    Международный бизнес
    Потребление
    Реклама