«Мы из холодных мест и знаем про холод все»

Елена Николаева
23 мая 2016, 00:00

— На что делаете ставку?

— Энергоэффективность — одна из главных задач в мире. Благодаря нашей технологии можно на 90 процентов сократить потребление электроэнергии.

Порядка 70–80% годового потребления электричества в регионах с жарким климатом уходит на кондиционирование. Цифры колоссальные — например, Саудовская Аравия тратит на охлаждение помещений примерно 160 млрд кВт·ч в год; ожидается, что к 2030 году этот показатель удвоится. В Индии и Китае в жару случаются перебои с электричеством.

Российская компания Tesso вышла на рынок промышленного кондиционирования с громким обещанием, что их система сокращает потребление электричества в десять раз.

В десять раз меньше и капитальных затрат, расходов на сервисное обслуживание. «Например, на охлаждение ста квадратных метров обычные кондиционеры тратят 11 киловатт-часов электроэнергии, а Tesso — 1,2 киловатт-часа», — объясняет сооснователь компании Игорь Горячев. Причем кондиционеры могут работать напрямую от солнечных батарей, не нужен даже преобразователь.

С середины 1990-х и до 2012 года Tesso сотрудничала только с РЖД — в компании разрабатывали системы кондиционирования для вагонов, трансформаторов и электрооборудования Московского метрополитена.

Выручка компании за 2015 год — 2 млн долларов. План на 2016 год — 16 млн. Общий мировой рынок компания оценивает в 100 млрд долларов, причем ожидается, что его объем будет ежегодно увеличиваться на 10%.

Как это работает

На всю систему охлаждения фактически не тратится ни одного киловатт-часа электричества, объясняют изобретатели. Процесс охлаждения в варианте Tesso мало отличается от природных процессов. Искупались вы в море, вышли, ветер вас обдул, вода испаряется, температура падает — и вот вам уже холодно. Суть этого явления используется в системе кондиционирования давно, но имеет ряд недостатков: во-первых, когда воздух проходит через воду, он становится увлажнителем. Во-вторых, если климат за окном влажный, температура кондиционера может опуститься до температуры мокрого термометра.

В самом распространенном и привычном нам методе кондиционирования задействованы фреон и компрессор, который этот газ разгоняет. «Фреон нужен, чтобы создавать минусовую температуру. Но человечество использует технологию, которая может уходить в минусовые температуры, нерационально: от плюс 18 градусов и дальше. Даже охлаждают воздух до минус восьми, а потом печкой нагревают, и это тоже кондиционером называется. При этом нужны одинаковые ресурсы, и чтобы уйти в минус, и чтобы уйти в плюс 18», — объясняет Игорь.

Уникальность продукции Tesso — в применении косвенного метода охлаждения. В кондиционерах компании нет соприкосновения воды и воздуха. «Наш кондиционер состоит из пластин и вентилятора. Вентилятору нужно немного — порядка десяти процентов от потребностей общей системы кондиционирования. Вентилятором мы засасываем воздух снаружи и подаем его охлажденным в помещение. Хладагентом у нас выступает обычная вода», — рассказывает Горячев.

Принцип действия этого кондиционера таков: «В него поступает горячий воздух с улицы, например плюс 40 градусов. Он отдает свое тепло пластинам, которые пропитаны обыкновенной водой. В одном промышленном кондиционере примерно 500 ребристых полимерных пластин. Они образуют между собой каналы — сухой и мокрый. Воздух проходит через сухие каналы, а мокрые закрыты. Он охлаждается, потому что температура этого сухого канала примерно 13 градусов. Затем воздух поступает в помещение без изменения влажности, охлажденный, свежий. Вернее, в помещение поступает 75 процентов охлажденного воздуха. А остальные 25 процентов, не доходя до выхода, разворачиваются и попадают в мокрый канал. А мокрый канал — это пластина, только с другой стороны она как губка, и внутри губки — вода. Воздух вытягивает эту воду, испарение происходит, как на коже, и тем самым охлаждает пластину до 13 градусов. То есть для охлаждения пластины используется термодинамический процесс испарения, а за счет пластины охлаждается воздух», — объясняет Игорь. При этом воздух в комнате не застаивается и не сушится, а постоянно поступает извне, то есть помещение одновременно вентилируется. Кондиционер не висит «рюкзачком» на стене здания, а устанавливается на крышу.

 36-02.jpg

На чем экономим

«Мы можем обеспечить экономию в десять раз. При определенных условиях мы можем экономить больше», — уверяет предприниматель. За счет чего? «Есть две системы нашего кондиционирования. Первая — когда мы используем только наш принцип: косвенно-испарительная система охлаждения, на 300 квадратных метров. Обычный фреоновый кондиционер работает в основном на рециркуляции: он загнал воздух, охладил его и потом охлаждает уже охлажденный воздух. Для фреона это хорошо, потому что не нужно снова охлаждать воздух, но плохо для здоровья: нет притока и оттока, такой кондиционер гоняет воздух по кругу вместе с микробами, которые охотно размножаются в 

его теплых влажных внутренностях. Но есть моменты, когда нужно охлаждать проточный воздух. Тогда фреоновый кондиционер начинает нам проигрывать. Фреоновый кондиционер хорошо работает до плюс 37 градусов — и все. В Арабских Эмиратах, например, ставят двухконтурные системы — один кондиционер охлаждает другой, чтобы тот работал. У нас же чем выше температура, тем выше эффективность», — рассказывает Игорь.

Модель работы. Монетизация

На рынок домашних кондиционеров Tesso не выходит из-за высокой стоимости привлечения каждого маленького клиента. Рынок промышленного кондиционирования начинается с помещения площадью 300 кв. м. Основные клиенты — строители новых зданий. Тем, кто уже внедрил у себя другие системы кондиционирования, при переходе на продукцию Tesso в большинстве случаев придется вносить структурные изменения. «Все зависит от системы. Если в здании центральное кондиционирование с вентиляцией, то это наш рынок. Руфтопы, крышные кондиционеры — наш рынок абсолютно», — говорит предприниматель.

Расчет с клиентами предполагается выстроить весьма рискованным для небольшой компании образом: за сам кондиционер покупатель единоразово платить не будет, но приобретет к нему сервисное обслуживание и будет ежемесячно списывать сумму за электроэнергию, как если бы он использовал стандартное оборудование —  предприниматели сами будут выбирать с этого чека часть взноса. По схожему принципу работают продавцы солнечных батарей SolarCity: оборудование ставится бесплатно, но компания получает деньги от экономии электроэнергии.

«Мы экономим настолько много, что стоимость одного кондиционера равна экономии на электричестве за полтора года. Кроме того, мы можем предложить экономию на сервисе, стоимость которого в Саудовской Аравии, например, очень высока. Один из способов выхода на рынок — поставить кондиционер и отвечать за холод», — объясняет Игорь.

У Tesso есть договор об установке кондиционеров во все реконструируемые вагоны РЖД: «Выгода РЖД не только из-за меньшего потребления электричества. Мы можем работать на постоянном токе (у нас нет компрессора), а значит, на вагон не нужно устанавливать преобразователь, генератор и дополнительный шкаф управления, которые стоят больше, чем сам кондиционер».

Аудиторию в перспективе можно расширить. Если попытаться просчитать будущее даже в пределах десяти лет, очевидно, что развитые страны к этому моменту почти полностью перейдут на электрокары и электробусы. Снова встает вопрос: как уменьшить потребление электричества кондиционером? Возможность охватить эту часть рынка Tesso опробовала в Дубае на электробусах. «Создается новая инфраструктура, создаются станции закачки электроэнергии в автобусы, и мы можем поставить закачку воды».

Их история

«Мы из холодных мест, поэтому все знаем про холод», — говорит Игорь. Практическое применение этих знаний началось еще в 1990-е. Нынешний технический директор Tesso Михаил Маркман в те годы, будучи студентом, решал задачу: как снизить электропотребление в вагонах РЖД? На смену открытой форточке приходили технологии, которые поедали энергию. Больше всего ее уходило в точке преобразования постоянного тока в переменный, на котором работает компрессор. Получалось, что система подготовки тока раза в три дороже системы кондиционирования, а это 20% стоимости вагона. Решение — работать без фреона и компрессора; бонус — отсутствие шума и вреда окружающей среде. Вода в поездах есть, а нужно ее немного — около литра на «киловатт холода». «Установили в РЖД нашу разработку, потом получили стопроцентный заказ на вторую. Реконструировали вагоны. Никому в мире не приходило в голову придумать и установить в вагон такую систему охлаждения. Разработчики восемь лет, с 1999-го по 2007-й, решали, как эту систему идеально подстроить под вагон. Пришлось поменять всю первоначальную систему. Прошли годы, прежде чем инженеры поняли, что вышли в общегражданское охлаждение очень далеко от всего мира, потому что решали очень локальные задачи», — рассказывает Игорь Горячев. На гражданский рынок оказались готовы выходить только к 2012-му. Не было своей команды, была очень закрытая разработка. Но один из учредителей хотел двигаться, расширяться. При этом Tesso ориентируется главным образом на экспорт.

Калькулятор

В штате компании 50 человек. Основные стартовые вложения пошли на организацию производства, НИОКР, прототип и дальнейшее развитие. Но полноценно определить объем инвестиций сложно, так как технологические наработки уже были. Средний чек — более 1 млн рублей. Выручка за 2015 год — 2 млн долларов. «По сравнению с прошлым годом мы выросли в четыре раза», — говорит основатель Tesso.

Весной этого года компания вышла на рынок Египта. «Подписано соглашение о партнерстве с крупнейшим египетским производителем кондиционеров EGAT, рассматриваем большие проекты и выходим на рынок. Такая же ситуация по остальным странам Персидского залива и Магриба», — рассказывает Игорь о ближайших задачах Tesso.

Планы на ближайшие пять лет — довести производство до 100 тыс. кондиционеров в год и выйти на рынки Ближнего Востока, Европы, США и Китая. Сейчас Tesso ежегодно выпускает несколько сотен агрегатов. По некоторым оценкам, за счет контрактов с промышленными и транспортными компаниями Tesso оценивается в 50 млн долларов.