Мир по Брехту

Культура
Москва, 30.05.2016
«Эксперт» №22 (989)
В Мастерской Петра Фоменко — премьера спектакля «Мамаша Кураж» по пьесе Бертольда Брехта. Главную роль в нем играет Полина Кутепова

Актриса, которую всегда хочется видеть на сцене и на киноэкране в образе подчеркнуто хрупких героинь, в спектакле Кирилла Вытоптова преображается в женщину, умеющую выживать в любых обстоятельствах и готовую за это платить требуемую цену. Классический персонаж, которому приходится совершать выбор один хуже другого, в исполнении Полины Кутеповой осознает свою жизнь как противостояние целому миру. Она раз за разом вступает с ним в схватку, и каждый раз ей кажется, что она близка к победе, но рок всегда оказывается слишком изощрен: в последний момент в защитной оболочке обнаруживается уязвимое место и та рушится. Мамаша Кураж находит в себе силы выйти на очередной круг своей судьбы с ничтожным запасом иллюзий — заранее ожидая новых потерь — и в конце концов испивает чашу до дна. Проходя этот путь в течение нескольких сценических часов, Полина Кутепова позволяет себе минимум внешних эффектов. Мы видим жизнь, протекающую внутри, и оказываемся едва ли не в сердцевине ада.

Полина Кутепова входит в золотой состав Мастерской Петра Фоменко. Она училась на том самом курсе, из которого впоследствии и возник театр. Очень рано начала сниматься в кино. Сыграла главные роли в двух фильмах Георгия Данелии: «Настя» и «Орел и решка». Ее актерская работа в сериале «Пелагия и белый бульдог» была отмечена «Золотым орлом» за лучшую женскую роль на телевидении. За исполнение роли Молли Блум в спектакле «Улисс» она получила «Золотую Маску» в номинации «Лучшая женская роль».

 — В какой степени образ мамаши Кураж стал новым актерским опытом для вас?

— Безусловно, это новый актерский опыт. Я определяю его для себя как эксперимент, потому что Брехт на русской сцене так или иначе является экспериментом. Он не вписывается в русскую психологическую театральную школу. Это совершенно другая драматургия, которую надо открывать другим ключом. Новизна заключается еще и в том, что к нам пришел режиссер — молодой режиссер Кирилл Вытоптов, который никогда с нами не работал. Для нашего театра это серьезный поступок, потому что, как правило, в театр очень редко приходят режиссеры со стороны. И это как раз тот самый редкий случай. Что же касается самой роли, то для меня любая роль — это новость. Тем более мамаша Кураж. Если бы мне кто-то сказал, что я когда-нибудь буду играть мамашу Кураж, я бы сильно удивилась. Год назад я и подумать об этом не могла. Для меня это было очень неожиданно.

— В какой момент вы поверили в режиссерский замысел?

— Это было непросто, поскольку существует театр Фоменко — с определенной стилистикой, театральным языком, со сложившимся образом существования. В этом случае оказалось еще сложнее, потому что это был режиссер другого поколения. Я долго у него спрашивала: «Почему именно я? Почему именно эта пьеса? Почему именно сейчас эта пьеса?» Но в результате нам все-таки удалось понять друг друга, хотя в чем-то мы и до сих пор друг друга не понимаем. Я впервые работаю с Кириллом Вытоптовым, хотя знаю его очень давно. Это необыкновенно талантливый режиссер.

— Меняетс

У партнеров

    Уступите место реалистам

    Президент Путин начал искать выход из экономического тупика. Вопреки принятому представлению у программ Минэкономразвития, Центра стратегических разработок и Столыпинского клуба есть пересечения — совпадают многие цели и некоторые методы их достижения. На этой политической основе можно построить работающую систему стимулирования экономики

    Главная новость
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама