Чего мы ждем от министра образования

Тема недели
Москва, 29.08.2016
Назначение нового министра образования дает надежду, что государство наконец-то определится, для каких задач развития нужна школа, какие кадры требуются экономике и промышленности

РИА-НОВОСТИ

Социологические опросы давно показывали, что рейтинг министра образования и науки Дмитрия Ливанова — самый низкий в кабинете министров. Недовольство проводимыми им новациями, что в науке, что в образовании, можно сказать, разлито во всем обществе. Поэтому смена министра не стала неожиданностью.

Возглавила ведомство заместитель начальника управления по общественным проектам администрации президента России Ольга Васильева. Трудно вспомнить, какое еще кадровое назначение за последнее десятилетие вызвало такую бурю эмоций и негодования, причем в самых разных слоях общества — от либералов до ультрапатриотов. Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», даже с помпой покинул Общественный совет при Минобре. Либеральная и пресса разродилась десятками гневных статей, загодя разбивающих имидж Васильевой, а заодно неожиданно куда более положительно, чем раньше, говорящих о ливановской поре: мол, бывший министр был не так-то плох, просто не успел довести до конца умные замыслы. Но призовем не торопиться с выводами. Во-первых, о радикальной смене парадигмы развития отечественного образования власть не объявляла, во-вторых представления журналистов  и взглядах Ольги Васильевой базируются исключительно на передернутых фактах ее биографии и на ее высказываниях, зачастую перевранных.

Васильевой не дали времени на раскачку, а потому новому министру пришлось быстро сформулировать ряд тезисов и успокоить общество. Надо заметить, что ее высказывания выглядят аккуратными и осторожными, они не обещают каких-то радикальных решений, что на фоне предшественников уже можно считать революционным подходом. Так, Васильева призывает для начала «осмыслить, проанализировать все, что произошло»: «Мы должны взять все лучшее: и в XIX, и в XX, и в XXI веках». Неоднозначно и ее отношение к многострадальному ЕГЭ: «Мы та удивительная страна, где любые реформы, которые в других странах занимают столетия, у нас проходят в очень короткий срок. Вот так, наверное, у нас с ЕГЭ было».

Хотя новому министру, согласно статусу министерства, придется заниматься и средним и высшим образованием, и наукой, основная полемика вокруг еще не сформулированной Васильевой политики развернулась по проблемам среднего образования. И понятно почему. Потому что именно среднее образование формирует будущего гражданина, его жизненные установки и отношение с государством. То есть это вопрос политический, и разные политические силы ждут от системы среднего образования каждый свое. По этой же причине мы в своей статье тоже остановимся именно на проблемах среднего образования.

На наш взгляд, главная коллизия заключается в другом: в том, что за все постсоветские годы государство так и не удосужилось ответить, чего оно ждет от будущего гражданина, к чему оно готовит его в школе.

 

Снова на развилке

 

Одна из основных проблем современной системы среднего образования заключается в том, что нигде не сформулировано, какого человека государство хочет получить на выходе из школы. Чего ждет государство от

У партнеров

    «Эксперт»
    №35 (998) 29 августа 2016
    Национализация образования
    Содержание:
    Чего мы ждем от министра образования

    Назначение нового министра образования дает надежду, что государство наконец-то определится, для каких задач развития нужна школа, какие кадры требуются экономике и промышленности

    Главная новость
    Русский бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама