Еще больше изоляции

Русский бизнес
Москва, 14.10.2019
«Эксперт» №42 (1138)
Российский производитель защитных покрытий для труб большого диаметра «Метаклэй» переключается на разработку новых инновационных продуктов из модифицированных полимеров. Компания ищет новых потребителей, так как спрос на трубном рынке сокращается из-за завершения крупных проектов

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ

«Метаклэй» начинался в 2009 году как стартап, рассказывает основатель компании Сергей Штепа, у которого возникла идея создать российское производство полимерных изоляционных материалов. «Я заинтересовался нанотехнологиями и создал совместное предприятие с “Роснано”, — рассказывает г-н Штепа. — До этого мы не были знакомы с Чубайсом, но на заре организации “Роснано” он был открыт для предложений, и мы встретились и обсудили проект для трубной промышленности». Был понятен и не закрыт рынок, ни одна крупная российская компания не делала такого. Анатолий Чубайс поверил в перспективу, и «Роснано» приобрела 49% нового проекта, инвестировав порядка полутора миллиардов рублей, еще 1,6 млрд внес сам Штепа своими активами (земля, здания и деньги). Это позволило компании построить и запустить в 2011 году завод в Брянской области. «Чубайс не прогадал: потом, в конце 2015 года, он свой пакет продал гораздо дороже, чем покупал: “Роснано” вышла из проекта с доходностью 12 процентов годовых. И он всегда нас вспоминает добрым словом», — говорит Штепа.

В «Метаклэе» собралась команда молодых ученых. В создании опытных образцов композитных модифицированных полимеров участвовали ученые из Института химического синтеза РАН, МГУ, Научно-исследовательского физико-химического института имени Л. Я. Карпова. Работали сначала на импортном сырье, так как договориться о поставках российского удалось не сразу. Зато технологии использовались отечественные.

Производство специализированных полимерных продуктов обычно имеет высокую маржинальность. Однако «Метаклэй» поначалу предлагал просто аналог европейского продукта — трехслойное изоляционное покрытие для труб, что обусловило некоторые сложности с продвижением, ведь аргументировать необходимость перехода на российскую продукцию было нелегко. Впрочем, выйти на рынок удалось быстро: «Были регулярные встречи “Роснано” и “Газпрома”, благодаря которым мы четко увидели потребности “Газпрома”».

«Метаклэй» разработал монослойное полимерное покрытие, которое, как говорят в компании, до сих пор не коммерциализировано ни у одного из конкурентов. Конкуренты «Метаклэя» в полимерной изоляции — европейские компании, в частности австрийская Borealis (производитель полиэтилена и полипропилена). Монослойное покрытие обладает более высокими защитными свойствами, чем трехслойное; оно требует меньше сырьевых компонентов и технологических этапов и упрощает сварку швов при укладке трубопровода.

Закрепиться на рынке новому продукту помогла импортозамещающая программа «Газпрома», в которую «Метаклэю» удалось попасть. Именно «Газпром» в 2015 году выкупил долю «Роснано» и часть доли Сергея Штепы. Сегодня ему принадлежит 80% компании.

«В 2015 году ведь заработали санкции. Покрытие могло подорожать — да стройки вообще могли бы остановиться, — говорит Штепа. — Но “Газпром” принял стратегическое решение и поддержал нашу компанию. Цена на готовую продукцию для него стала ниже, так что они оказались в выигрыше по всем фронтам. “Газпром” помог “Метаклэю”, но и

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1138) 14 октября 2019
    Приехали
    Содержание:
    Другая мобильность. И это не бла-бла

    Сжатие автомобильных рынков по всему миру — признак начала фундаментальной трансформации отрасли. Новые вызовы — экологический прессинг, бум электрокаров, развитие беспилотного транспорта и «шеринговой» мобильности — в полный рост встают и в России

    Экономика и финансы
    Специальный проект
    Реклама