Лаборатории бизнеса

Выпускники российских университетов вывели за последнее десятилетие на глобальный рынок более тысячи высокотехнологичных продуктов и сервисов. Опираясь на эту базу, вузы могут формировать новый вектор образовательных программ — выращивание предпринимателей новой экономики

Аналитический центр «Эксперт» завершил вторую волну исследования предпринимательских университетов и бизнес-школ. Результаты были представлены в середине сентября на круглом столе «Предприниматели новой экономики: образование для глобального успеха»

Исследование является частью комплексного коммуникационного аналитического проекта**, который был запущен в 2016 году с целью разносторонней оценки эффективности российских университетов.  

Современные университеты могут быть нацелены не только на подготовку востребованных специалистов, но и на формирование новой технологической повестки. На такую гипотезу мы опирались, формулируя цели исследования. Наряду с образовательной и научной составляющей в обществе появился запрос на развитие в вузовской среде предпринимательского трека с акцентом на отрасли новой экономики. В ходе исследования мы попытались оценить опыт университетов в реализации этого вектора, отследив яркие стартапы, созданные выпускниками вузов и заметные на глобальном уровне.

При этом в современном конкурентном и технологичном глобальном пространстве становится сложно управлять проектами без специальных знаний и компетенций. Поэтому отдельный срез был посвящен бизнес-образованию основателей стартапов.

Исследование построено на основе сопоставления международных баз данных Crunchbase, AngelList, Startup Ranking и сервисов LinkedIn, Facebook. Выбор такой модели обусловлен тем, что основатели стартапов регистрируют свои проекты в зарубежных базах для увеличения представленности в Сети, нетворкинга и привлечения инвестиций. Базы Crunchbase и AngelList содержат большое число индикаторов активности и успешности стартапов, которые собираются из разных источников методами машинного обучения и верифицируются сообществом уже зарегистрированных стартапов и модераторов сайтов.

Изначальная база анализа содержала 260 тыс. технологических компаний всего мира, созданных в 2010–2019 годах. Глубокая проверка данных по локациям, именам и выборкам университетов позволила выявить 1181 человека с российскими корнями, которые в указанный период создали 1096 стартапов мирового уровня. В числе основателей каждого стартапа есть как минимум один выпускник российского университета.  

 

 

*Генераторов предпринимателей новой экономики. 

**В рамках проекта с 2016 года сформированы предметный рейтинг научной продуктивности вузов и индекс изобретательской активности российских университетов — (см. «Рейтинг факультетов», «Эксперт» № 23 за 2016 год; «Передовики вузовской науки», № 21 за 2017 год; «Хватит кормить зверя», № 20 за 2018 год; «Вузовская наука: что скрывается за цифрами», № 20 за 2019 год), карта интернационализации российских бизнес-школ (см. «Точки фокусировки», «Эксперт» № 25 за 2018 год; «В пределах видимости», № 28 за 2017 год) и первый рейтинг предпринимательских вузов (см. «Место рождения технологических стартапов», «Эксперт» № 42 за 2018 год).

 

Локации денег и знаний

Итак, основные выводы анализа выборки. Большая часть технологических компаний с ос

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (1138) 14 октября 2019
    Приехали
    Содержание:
    Другая мобильность. И это не бла-бла

    Сжатие автомобильных рынков по всему миру — признак начала фундаментальной трансформации отрасли. Новые вызовы — экологический прессинг, бум электрокаров, развитие беспилотного транспорта и «шеринговой» мобильности — в полный рост встают и в России

    Экономика и финансы
    Специальный проект
    Реклама