Без покупателей

Вячеслав Суриков
6 апреля 2020, 00:00
№15

Как COVID-19 убивает книжную индустрию

ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ

Еще совсем недавно, в начале февраля, генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев в интервью «Эксперту» (см. № 6 за 2020 год) говорил, что позиции бумажной книги на сто процентов защищены: «Да, мы не ожидаем большого роста, и это связано с тем, что аудитория суммарно действительно движется в сторону электронных и аудиокниг, но и большого падения не предвидится». Всего полтора месяца спустя Российский книжный союз вместе с Союзом предприятий печатной индустрии оценил в обращении к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину ожидаемые потери издателей книг в текущем году в 20–25 процентов от выручки — речь идет о 12–15 миллиардах рублей. Раньше казалось, что книга вынуждена соперничать с резко увеличившимся потоком развлечений только за количество времени, которое каждый из потенциальных потребителей готов выделить для чтения. В условиях пандемии выяснилось, что в тот самый момент, когда у человека появляется время, которое он готов потратить на чтение почти в неограниченных количествах, у книги на пути к его сердцу возникают обстоятельства непреодолимой силы.

Если Российский книжный союз сдержан и официален в своем обращении, как никак его глава Сергей Степашин успел побывать и премьер-министром, и директором ФСБ, то Альянс независимых издателей, самая публичная фигура в рядах которого владелец книжного магазина «Фаланстер» и интернет-проекта о книгах и чтении «Горький» Борис Куприянов, заявляет о масштабе проблем уже в первой строчке петиции представителей книжного бизнеса: «Мы стоим на пороге величайшей социальной катастрофы, которая поставит книгу, как мы ее знали, на грань выживания». Спад продаж, зафиксированный издателями в преддверии карантина, составлял и в самом деле катастрофические 50–60 процентов. А карантин, который на момент обнародования петиции еще только предполагался, по прогнозам альянса, обрекал очень значительную часть книжных магазинов на закрытие. А те, кому удастся выжить, будут вынуждены резко поднять цены на книги, после чего те окажутся недоступны большинству читателей и станут «предметом элитарного потребления».

Крупнейшая в России и одна из крупнейших в Европе сеть книжных магазинов «Читай-город — Буквоед», насчитывающая 650 магазинов и вышедшая в прошлом году на оборот в 26 миллиардов рублей, стала наблюдать снижение трафика, а вместе с ним и продаж в Москве и Петербурге еще до начала периода самоизоляции, особенно в крупных торговых центрах. Сейчас все магазины сети закрыты, «Читай-город» несет колоссальные убытки. Все запасы прочности уже закончились, и с каждым днем ситуация обостряется. Инвестиции в открытие новых магазинов и других новых проектов приостановлены. Менеджмент проводит оптимизацию затрат. Основным направлением деятельности для сети сейчас стали онлайн-продажи и развитие сервисов доставки, и пока позиции там более стабильны. Сеть заключила партнерское соглашение с 5Post — дочерней компанией X5 Retail Group, благодаря чему у заказчиков «Читай-города» появилась возможность бесплатной бесконтактной доставки книг при заказе от ста рублей по Москве и Московской области. Заказы доставляются в 8700 магазинов торговой сети «Пятерочка» по всей России.

Михаил Иванцов, генеральный директор объединенной розничной сети «Читай-город — Буквоед», сетует на неопределенность ситуации (комментарий был дан еще до продления каникул до конца апреля): «По последним постановлениям властей книжные магазины прекратили работу. Что очень прискорбно, поскольку книги — это социально значимый товар, и они нужны людям в это трудное время. И что будет дальше — непонятно. Мы на связи с нашими партнерами — поставщиками и арендодателями. Подавляющее большинство из них относятся к происходящему с пониманием. И как только ситуация изменится к лучшему, мы будем готовы продолжить работу». В условиях пандемии выяснилось, что современные книжные магазины, способные выживать и четверть века спустя после начала сметающей все на своем пути цифровой революции, могут существовать и приносить прибыль их владельцам только при благоприятных экономических условиях.

Не в лучшем положении находятся и издатели. Их, по словам авторов петиции, ждет радикальное падение оборота, сокращение производственных объемов и продолжительная рецессия. Издатели и так все чаще сталкивались с задержками выплат за уже проданные книги, а теперь, в условиях пандемии, они опасаются, что даже самые дисциплинированные игроки рынка не смогут выполнять свои обязательства. Но есть еще одна, не менее серьезная проблема, на которую обращает внимание Российский книжный союз: стоимость отечественной типографской бумаги уже во втором квартале этого года резко возрастет вместе со скачком курса евро — по предварительной оценке, на пятнадцать процентов. В случае негативной динамики развития экономической ситуации это далеко не предел. Еще более значительный рост — на 30 процентов — ожидается на расходные материалы для полиграфического производства, которые полностью импортируются из-за рубежа.

Издательство «Самокат» каждый день ищет возможности для сокращения издержек и перегруппировки бизнеса. По словам PR-директора Марии Орловой, у издательства закрыты на карантин два собственных книжных магазина — в Москве и Санкт-Петербурге, которые, как и все остальные, перед карантином испытывали заметное сокращение потока покупателей. Издательство перенаправило работающий в них персонал на обслуживание продаж в собственном онлайн-магазине и сюда же теперь перенаправляет поток розничных покупателей. Но наибольшую тревогу у них вызывает рост курса евро — к нему привязаны выплаты по правам на произведения зарубежных авторов, с которыми активно сотрудничает издательство. Кроме того, «Самокат» для выпуска книг использует импортную бумагу: «Все это означает, что книги могут очень сильно вырасти в цене, — говорит Мария Орлова. — Нам придется пересчитывать себестоимость производства, в том числе уже изданных книг. Чтобы выпустить новые книги, нам надо продать уже выпущенные дороже. В целом наши книги могут подорожать на тридцать–пятьдесят процентов. И это точно не принесет нам роста их потребления. “Самокату” и раньше приходилось слышать жалобы на то, что наши книги дорогие. А нам никогда не хотелось, чтобы они попадали в премиальный сегмент и были недоступны читателям по цене».

CEO Эксмо Евгений Капьев еще на подступах к карантину призывал своих подписчиков в фейсбуке покупать книги, допуская, что в обозримом будущем возможен их дефицит, по всей видимости, определяя таким образом ситуацию, в которой издательство будет вынуждено сократить тиражи. При этом Капьев неоднократно заявлял, что в отличие от киностудий, вынужденных в условиях пандемии переносить даты релизов и останавливать процесс съемок, издательство свои планов выпуска новинок менять не собирается. Одна из причин — осознание того, что в случае снижения издательской активности может пострадать вся дистрибутивная цепочка. На время карантина «Эксмо» открыло читателям частичный доступ к своим книгам на онлайн-сервисах MyBook и Storytel. Евгений Капьев предвидел продление каникул до конца апреля и сразу заговорил о том, что серьезных потерь не избежать.

В обращении к премьер-министру Российский книжный союз, Союз предприятий печатной индустрии настаивают на освобождении предприятий печатной индустрии от всех налогов, страховых взносов и экологических сборов. Альянс независимых издателей предлагает освободить книги от НДС, выработать механизм полной или частичной компенсации затрат на аренду книжных магазинов до конца этого года, создать фонд целевых грантов, выделить субсидии, ввести налоговые вычеты, возмещающие ежемесячную арендную ставку магазина, и другие меры. Но даже если правительство решит пойти навстречу, уже сейчас понятно, что, когда пандемия закончится, книжной индустрии придется существовать в очень жестких условиях. Как долго ей придется восстанавливаться после экономического шока, предсказать пока невозможно — это зависит от очень многих факторов. Но уже сейчас можно прогнозировать, что в том виде, в каком мы могли наблюдать ее последние десять лет, ее уже не будет — будет что-то новое.