Вместе нельзя раздельно

20 декабря 2004, 00:00

Редакционная статья

Политика и бизнес - два этих понятия, как показали события 2004 года, в Казахстане совмещать непозволительно. Бизнесменам рекомендовано заниматься исключительно собственными коммерческими делами и в политику не соваться. Официальная Астана и прежде неоднократно отправляла соответствующие мессиджи увлекшимся политикой предпринимателям. Но нынешний год стал, пожалуй, рекордным по числу публичных предостережений и соответствующих действий: в коммерческие банки, чьи топ-менеджеры, якобы, финансово поддерживали оппозиционные партии, приходили проверяющие; руководители страны говорили о засилии мегахолдингов; сотрудники госучреждений разного уровня высказывали "личные мнения" о недопоустимости вмешательства бизнеса в политику.

Бизнес всячески показывал свою лояльность и отправлял соответствующие сигналы власти. Письмо руководителей семи крупнейших казахстанских банков, в котором банкиры заверили главу государства, что финансовые учреждения не будут участвовать в политических играх, стало первым шагом навстречу политической воле руководства страны. Многие руководители крупнейших компаний страны публично говорили о поддержке государственного курса экономических реформ, позволяя себе лишь критику отдельных действий правительства Казахстана. Винить бизнес за такую малость не стоит - предприниматели действительно заинтересованы в логичной и стабильной работе правительства.

Впрочем, как показывают итоги уходящего года, министры с задачей "не мешать бизнесу и даже немного ему помогать" справились.

Таким образом, Казахстан не слишком отклонился от идеалистической модели взаимоотношений государства и бизнеса, когда каждый занимается своим делом, чтобы делать его хорошо. Политика должна создавать нормальные условия для нормального развития бизнеса, в основном потому, что реальной властью владеют все-таки политики, которые, тем не менее, должны прислушиваться к рынку и давать ему возможность идти туда, куда он хочет идти, но никак не диктовать ему свои условия. В противном случае получится диалог генерала и ребенка: первый приказывает, второй не понимает и делает по-своему.

То, что большого конфликта между бизнесом и политиками пока не получается, объясняется тем, что современный казахстанский бизнес только учится пользоваться властью, а политиков от оголтелой коммерческой корысти сдерживает наличие непререкаемой верховной власти. Однако баланс этот весьма нестабилен и носит явно временный характер. Кто первым - бизнес или политики - сделает роковой шаг за черту приемлемого?

Бизнес пока еще не окреп в достаточной степени, чтобы претендовать на власть. Очевидно, что удержать его от вхождения во власть, в конце концов, не удастся. Политики тоже не святые, и существует немало примеров в мире их прямого вмешательства в коммерцию и участия в переделах собственности. Разница между этими примерами только в степени цивилизованности, проговоренности правил игры. Там, где эти правила не сформулированы достаточно детально и не стали нормой поведения, возникают дикие ситуации, когда бизнес проводит через власть вредные для страны, но полезные для крупнейших компаний законы. Когда власть разбирается с бизнесом "по понятиям", несмотря на то, что это ведет к бегству национального капитала, падению инвестиционной привлекательности страны и, как результат, стагнации экономики.

Отсюда проистекает логичный и внешне простой, а на деле требующий мудрости, выдержки и сил, рецепт выстраивания отношений между бизнесом и государством. Бизнес занимается своим делом, государство не вмешивается, но оказывает содействие и экономическими средствами направляет работу предпринимателей в интересах страны. Предприниматели, почувствовавшие интерес к политике, должны продать свое дело. Это убережет их от искуса подменить общие интересы личными. Но как бизнесмен, уходящий в политику, должен забыть про коммерцию, так и политики всех уровней должны блюсти свою "честь" - не иметь побочных доходов, кроме зарплаты, которую им платят налогоплательщики за службу. В полной мере эта схема в Казахстане пока не действует - у нас существует некое понимание, подсказанное сверху, но нет общепринятых правил. Поэтому для нас приоритетным становится формирование системы, при которой и бизнес развивается, и государство становится богаче, но касты, при которых переход из одной в другую запрещен, не возникают.

А запятую в заголовке каждый из нас может поставить по собственному выбору.