Биржа теряет игроков

Арман Бердалин
17 января 2005, 00:00

После повышения требований к капиталу акционерных обществ, фондовый рынок потерял несколько перспективных эмитентов

Финансовый рынок Казахстана по сравнению с другими странами СНГ наиболее развит. Этот факт является бесспорным и признан международными экспертами. Вместе с тем наш фондовый рынок (рынок корпоративных ценных бумаг) практически мертв: рынок акций практически отсутствует, а рынок облигаций хоть и отличается высокими характеристиками, но уж очень он мал, закрыт по составу участников. Реанимировать его пытались многими способами, но проблема в том, что все эти попытки осуществлялись бессистемно, без использования мировой практики, глубокого теоретического подхода.
Арман Бердалин

Одна из последних мер, подтверждающих их поверхностность, - принятие закона от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах" и закона от 16 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рынка ценных бумаг и акционерных обществ". Основным новшеством указанных законов (его рьяно защищали бывшие руководители Нацбанка) было положение о необходимости повышения капитализации акционерных обществ, при одновременном принудительном отсеивании малокапитализированных компаний.

В качестве инструмента, призванного поддержать эту идею, было предложено исключить нормы предельного числа участников товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Напомним, ранее число участников ТОО не должно было превышать ста. В противном случае юридическое лицо должно было быть реорганизовано или ликвидировано.

Именно это изменение и привело к ухудшению ситуации на фондовом рынке.

Акционерные общества, вместо того чтобы повышать свою капитализацию и выходить на фондовый рынок, преобразовываются в ТОО. Более того, в ТОО стали преобразовываться не только мелкие и средние компании, но и крупные акционерные общества, имеющие значительные активы и высокие потребности в инвестициях. В качестве примеров можно привести АО "Корпорация "Казахмыс", АО "ПетроКазахстан Ойл Продактс", АО "Атырауский нефтеперерабатывающий завод", АО "Алматы Пауэр Консолидейтед".

Эта парадоксальная ситуация объясняется просто - правовой статус акционерного общества защищает интересы инвесторов (акционеров и держателей долговых ценных бумаг).

Этому способствует комплекс "эндемичных", не свойственных другим организационно-правовым формам, мер, таких, например, как особый порядок заключения сделок (крупная сделка; сделка, в совершении которой имеется заинтересованность; сделки, относящиеся к исключительной компетенции совета директоров), право акционера на получение информации о деятельности АО, право акционера, несогласного с принимаемым решением, требовать выкупа его акций по рыночной стоимости, особый порядок консолидации акций в одних руках.

Таким образом, гораздо проще либерализовать правовой статус компании путем преобразования в ТОО, чем в полной мере выполнять требования, предъявляемые к АО.

В этой связи можно говорить о закономерном провале очередной непродуманной попытки формирования фондового рынка Казахстана. Ее жертвой стали тысячи акционеров крупных акционерных обществ. Достаточно сказать, что у АО "Корпорация "Казахмыс" было 4 885 держателей акций.

Очевидно, что в вопросе привлечения инвестиций фондовый и банковский рынки выступают конкурентами. Стоит отметить, что во всем мире стоимость инвестиций через банки дороже стоимости инвестиций, привлекаемых посредством выпуска и размещения ценных бумаг. Помимо этого кредиты, как правило, выдаются на более короткие сроки. В этой связи все меры, ограничивающие выход предприятий на фондовый рынок (в данном случае - ужесточение требований к капиталу акционерных обществ), оказываются на руку банкам. Сложившаяся ситуация с преобразованием ряда предприятий в ТОО есть следствие целенаправленной политики регулирующих органов, заключающейся в поддержке отечественных банков в ущерб развитию казахстанского фондового рынка.

Однако сохранение такой политики уже сейчас вредит государству. Болезненная вялость казахстанского фондового рынка привела к тому, что имеющийся свободный капитал утекает: в рынок недвижимости, который в настоящее время необоснованно перегрет капиталовложениями; в банковский сектор, который в силу своих сравнительно льготных условий привлечения средств и слабой налоговой нагрузки уже отчасти монополизировал экономику (фактически любой бизнес зависим от банкиров); а также в российский фондовый рынок.

В соответствии с мировой практикой нужно четко разграничить действующие в Казахстане формы коммерческих юридических лиц на две группы: партнерства и корпорации.

Группа партнерства предназначена для осуществления бизнеса небольшим (закрытым) кругом инвесторов, самостоятельно и активно участвующих в управлении компанией. С точки зрения мирового опыта абсурдно, когда предприятия-флагманы нашей экономики с достаточно большим составом акционеров стали ТОО. Десятки тысяч акционеров лишаются возможности защитить свои инвестиции. Вера в стабильность инвестиций в который раз приносится в жертву протекционистской политике в отношении банковского сектора.

В свою очередь, корпорации более целесообразны в тех случаях, когда осуществление бизнеса требует привлечения внешних инвестиций, особенно, если инвесторов и инвестиций много. Деятельность корпораций должна быть максимально открыта и публична.

Во избежание дисбаланса в развитии фондового рынка потребуется внесение существенных изменений в действующее законодательство.

Нужно, во-первых, максимально уравнять статусы вложений в банки (депозиты) и в ценные бумаги. Для этого следует исключить подоходный налог с доходов по ценным бумагам так же, как не платится налог с вознаграждений по депозитам физических лиц в банках и гарантировать возврат вложенных в ценные бумаги средств так же, как осуществляется гарантирование банковских вкладов физических лиц.

Во-вторых, необходимо пресечь попытки мажоритарных собственников избавиться от неугодных акционеров, неликвидных активов и обязательств акционерного общества путем осуществления процедуры реорганизации (например, преобразование в ТОО; выделение другого юридического лица, на баланс которого выводятся "чистые" активы). Для этого следует:

1) вернуть ограничение, в соответствии с которым юридическое лицо не может существовать в организационно-правовой форме ТОО, если количество его участников превышает 100;

2) ввести ограничение и по финансовому критерию. Объектом для обсуждения данного вопроса может явиться деятельность ТОО "Тенгизшевройл";

3) увеличить кворум общего собрания акционеров по вопросам принятия решений о реорганизации юридических лиц;

4) более тщательно урегулировать отношения, касающиеся обязательных процедур, предшествующих и сопровождающих реорганизацию (в настоящее время большое число вопросов находится вне поля прямого правового регулирования).

Помимо этого, целесообразно усилить ответственность менеджеров общества за убытки, причиненные в результате совершенных ими действий.

В качестве меры по стимулированию развития рынка ценных бумаг неплохо было бы прописать обязательство юридических лиц, намеревающихся разместить на рынке свои долговые ценные бумаги, производить реализацию части своих акций через фондовую биржу для широкого круга инвесторов. Такую процедуру для начала можно сделать обязательной лишь для тех, кто намерен привлечь пенсионные активы, поскольку речь идет о накоплениях граждан.

*Партнер адвокатской конторы "Саят Жолши и Партнеры"