Обвинения беспочвенны

6 февраля 2006, 00:00

Международная шумиха вокруг иранской атомной программы имеет больше политическую окраску, считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран в Казахстане Рамин Мехманпараст.

– Иран является одним из первых и старых членов МАГАТЭ. Более 30 лет мы работаем в рамках этого агентства и подписали документы о нераспространении атомного оружия. С помощью американского участия мы приобрели разработки по атомной энергии. И, несмотря на то что мы готовы предоставить любые гарантии того, что наша атомная программа развивается только в мирных целях, а мы не нарушили ни одного правила, на нас осуществляется давление со стороны США и Запада посредством МАГАТЭ. В общей сложности за все время нашего членства в течение около 2000 дней этим ведомством проводятся инспекции. Ни одна страна не проводит атомные исследования настолько прозрачно, как это делает Иран. На всех станциях установлены камеры, и любое уклонение будет сразу зафиксировано.

Обязанность МАГАТЭ – контролировать всю деятельность по разработке мирного атома. Иран не препятствует ее контролю, поэтому заявления этой авторитетной организации о том, что, может, в будущем Иран захочет иметь ядерное оружие, являются беспочвенными и алогичными. Однако есть страны, у которых есть ядерное оружие, и они свободны от пристального внимания МАГАТЭ, так как они не являются его членами.

Согласно последнему опросу общественного мнения, проведенному западными исследователями, 80% иранцев считают, что это их право как нации развивать программу атомной энергии. Ошибка западных стран, что они думают, будто могут препятствовать достижениям Ирана в каком бы то ни было вопросе. Иран выбрал свой, независимый путь развития, и чем больше держать страну под давлением, тем больше народ будет руководствоваться своими желаниями и преуспевать в их достижении.

– Чем обусловлено в последнее время бурное развитие отношений Ирана с Азербайджаном и Центральной Азией?

– Азербайджан, как и другие страны Центральной Азии, азиатская страна, с которой нас связывают как историческая и культурная общность, так и чисто географические и политические связи. Наши страны имеют большой потенциал для сотрудничества в области энергетики, энергоресурсов и нефтехимии, а также в использовании транзитных возможностей. Конечно, каждая страна имеет свои интересы и возможности, и Иран будет предлагать сотрудничество учитывая их.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что иранский путь транспортировки нефти является самым экономичным. Но по политическим причинам, из-за давления некоторых западных стран, проект так и не запущен. Французская нефтяная компания Total поддерживает этот маршрут, но США не допустят осуществления работ в этом направлении. Мы готовы сотрудничать с Казахстаном и в других сферах, например, в строительстве различных объектов в Алматы и других городах. Иран обладает знаниями по строительству гидроэлектростанций, электростанций, ветряных станций, металлургических заводов etc. Всем этим опытом Иран может поделиться и с Казахстаном. На 2006 год Иран поставил перед собой задачу довести объем товарооборота с Казахстаном до 1 млрд долларов.