В начале марта в парламенте прошло совещание по реформированию налоговой политики в Казахстане. Несмотря на то что многие его участники признали, что заготовленные ими выступления потеряли актуальность после Послания президента, в котором было сообщено о значительном снижении налоговой нагрузки на предприятия, некоторые выступления вызвали широкий резонанс. Так, по информации депутата мажилиса Владимира Боброва, количество фактических плательщиков налогов составляет менее половины от числа зарегистрированных предприятий. А руководитель аналитической группы Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Руслан Даленов говорит, что основу налоговых поступлений бюджета составляет ограниченное количество крупных налогоплательщиков: менее 1% от общего количества действующих налогоплательщиков платят более половины налоговых поступлений. Например, сто топ-предприятий платят 85% корпоративного подоходного налога, работники пятисот крупнейших предприятий выплачивают более половины индивидуального подоходного налога по сравнению с работниками остальных почти двухсот тысяч предприятий.
Нет стимула
Сложившаяся налоговая система не стимулирует предприятия обрабатывающего сектора промышленности, поддерживая в то же время строительную и сырьевую отрасли экономики. Также налоговая система не стимулирует зарплатоемкие производства с высокой добавленной стоимостью, более того, налоговый пресс на данные отрасли выше, чем на сырьевые. Это стало одной из причин, по которой доля ведущих отраслей обрабатывающего сектора в промышленности (текстильная и швейная, обувная и кожевенная, пищевая отрасли, машиностроение и металлообработка) снизилась в три раза: с 48 до 14%.
Большинство действующих предприятий показывают в отчетности убытки. Для некоторых из них это действительно отражает трудности ведения дел, но многие предпочитают проводить свои операции в тени. Ассоциация таможенных брокеров подтверждает эту ситуацию конкретными цифрами. «Мы обратились в таможенные органы сопредельных стран, – рассказывает председатель ассоциации Геннадий Шестаков. – И выяснили, что ввоз различных товаров в Казахстан на 4 млрд долларов превышает данные, предоставляемые нашей статистикой. Например, только из Китая ежегодно ввозится на 1,5 млрд долларов неучтенных товаров». И это только цены на границе Казахстана, а если считать по ценам «на прилавке», теневой неучтенный оборот составит не менее 8 млрд долларов ежегодно.
По мнению президента Торгово-промышленной палаты Казахстана Аблая Мырзахметова, ввозимые втемную товары не приносят таможенных пошлин, не проходят сертификацию на безопасность для здоровья потребителей и подавляют отечественных товаропроизводителей, поставленных в неравные условия с иностранными производителями. Мало того, как говорят экспортеры, ввозимые контрабандой товары производятся на территории сопредельных стран зачастую подпольно, без выплаты налоговых и прочих платежей.
Сегодня официальная налоговая система полна перекосов и обременительна для бизнеса
При теневом импорте на импортируемые товары не оплачивается НДС, являющийся источником возмещения НДС из государственного бюджета для экспортеров, в первую очередь сырьевиков. Скажем, для теневого импорта из Китая неоплаченный НДС достигает не менее 29 млрд тенге ежегодно. В результате долги бюджета по невозмещенному НДС выросли за пять лет в пять раз и достигли 100 млрд тенге в 2005 году, хотя государственный бюджет в прошлом году возместил НДС экспортерам на сумму около 140 млрд тенге. Складывается парадоксальная ситуация, когда потребители и предприятия несырьевого сектора фактически платят через госбюджет все более возрастающие суммы экспортерам сырья в форме возмещения НДС по нулевой ставке и при этом еще остаются должниками.
Изменить налоговую составляющую
По мнению мажилисмена Владимира Боброва, сегодня даже официальная налоговая система полна перекосов и обременительна для бизнеса. «Свыше 60% предприятий работают полностью или частично в тени. Надо найти баланс, при котором нагрузка будет минимальной, а собираемость налогов максимальной, создать условия, при которых легально работать и платить налоги было бы выгодно. Необходимо отменить плановые проверки, то есть придерживаться цивилизованного принципа презумпции невиновности налогоплательщиков», – говорит он. Режим налогообложения организаций, реализующих товары собственного производства, в том числе сертифицированные по международным стандартам качества и с высокой добавленной стоимостью, также требует значительных изменений. Необходимо изменить размер доли добавленной стоимости до 25%, предоставлять льготы всем предприятиям, внедрившим стандарты качества ISO, а не только лауреатам страновых конкурсов качества. Количество лауреатов ограничено единицами, реальная потребность в росте качества продукции казахстанских предприятий является массовой, тем более в свете новой, экспортно-ориентированной стратегии развития бизнеса.
По мнению депутатов, необходимо дополнить перечень затрат, относимых на вычеты, например, стимулировать отчисления на социальную помощь, на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), обучение специалистов и менеджеров, поддержку высшего и профессионально-технического образования, отнести на вычет затраты на содержание социальной сферы для сельхозтоваропроизводителей. Вновь прозвучало предложение предоставлять налоговые каникулы для вновь создаваемых предприятий малого и среднего бизнеса в области производства, впервые выдвинутое общественным движением предпринимателей «Атамекен» год назад. Потерь в таком случае для бюджета не возникает, зато эффект может быть значительным.
Официальный размер налоговой нагрузки похож на показатель «средней температуры по больнице», к тому же полученный с помощью неточного градусника
Директор департамента налоговой политики и прогнозов Министерства экономики и бюджетного планирования Казахстана Вера Кнюх отмечает, что «налоговая нагрузка в Казахстане составляет около 23% к объему валового внутреннего продукта республики и одна из самых низких на постсоветском пространстве, особенно в сравнении со странами Запада». Однако, во-первых, официальная налоговая нагрузка неравномерно распределяется, причем явно не в пользу обрабатывающих отраслей и предприятий с высокой добавленной стоимостью; во-вторых, существует еще и неформальная нагрузка на предпринимателей в виде различных поборов и взяток, которая, по некоторым оценкам, сопоставима по объемам с официальной. С этой точки зрения официальный размер налоговой нагрузки похож на показатель «средней температуры по больнице», к тому же полученный с помощью неточного градусника.
Налоги для малого бизнеса
В развитых странах мира ставки налогообложения малого и среднего бизнеса намного ниже, чем в крупных фирмах, так как кроме важной экономической функции малый бизнес несет социальную функцию по созданию занятости и формированию стабильного среднего класса. Предусмотрены также многочисленные налоговые льготы для поддержки экспорта, инвестиционные льготы, открытие производств в депрессивных регионах, льготы по налогообложению доходов, полученных за рубежом. Одновременно с ослаблением налогового бремени по приоритетным направлениям практикуется жесткое администрирование по сбору налогов. Уклонение от налогообложения считается одним из наиболее тяжелых экономических преступлений. Поэтому, например, японская якудза является единственной в мире мафией, платящей налоги, так как наказание за неуплату налогов по любым видам доходов гораздо суровее наказания по выявлению преступной деятельности – любопытный парадокс японской правовой системы.
Озвученные в недавнем Послании президента страны планы по введению в 2007 году плоской шкалы индивидуального подоходного налога на уровне 10% и снижению социального налога будут содействовать легализации зарплат, выплачиваемых в конвертах. В свою очередь, рост доли белой зарплаты приведет к большему притоку средств в пенсионные фонды. Прямые потери бюджета в результате снижения ставки НДС на 1%, подоходного и социального налога оцениваются в десятки миллиардов тенге, но общий эффект обещает быть положительным за счет роста белых зарплат.
Казалось бы, в Налоговом кодексе уже заложены механизмы работы по упрощенной декларации, предназначенные для облегчения работы предприятий малого и среднего бизнеса. Однако данный механизм не пользуется особой популярностью. Так, из 40 тыс. предприятий, имеющих ежеквартальный доход до 25 млн тенге, в 2004 году упрощенной декларацией воспользовалось всего 8 тыс. юридических лиц. Бизнесмены, проведя сравнение двух режимов – общеустановленного и упрощенного, выбирают обычный режим, пусть даже и сопряженный со сложной бухгалтерией, так как при этом они платят меньший процент от выручки, чем предлагаемые режимом упрощенного декларирования 3–7% от выручки. Если же введут единую ставку налогообложения для малого бизнеса, например 5%, то для многих юридических лиц, пользующихся режимом «упрощенки», произойдет увеличение нагрузки, так как большинство из них сегодня облагается по нижней ставке в 3%. А для индивидуальных предпринимателей – физических лиц нагрузка вырастет однозначно, так как сегодня они платят налоги по ставке от 3 до 5%. Очевидно, следуя общей логике Послания президента, необходимо принять единую ставку налогообложения для предприятий малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, равную 2–3%.
Малый и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти
Предприниматели часто жалуются на сложность понимания и трактовки существующего Налогового кодекса. В неясных случаях они обращаются с вопросами в местные налоговые органы или центральный Налоговый комитет, которые шлют им пояснительные письма. На сегодняшний день такие письма составили фактически второй, параллельный кодекс, хотя первый, «настоящий» кодекс является законом прямого действия и имеет приоритет перед подзаконными нормативными ведомственными актами. Причем в тех случаях, когда возможна различная трактовка отдельных статей Налогового кодекса, как правило, решение принимается в пользу трактовки, дискриминирующей предпринимателя, что вызывает штрафные санкции. Заложенная в размерах возможных санкций «вилка» позволяет чиновнику варьировать меру наказания предпринимателей. Естественно, такая ситуация приводит к многочисленным судебным процессам между налоговиками и предприятиями. К сожалению, судебная статистика в Казахстане достаточно закрытая, освещение получили только отдельные скандальные процессы с участием крупных налогоплательщиков.
По мнению председателя Налогового комитета Министерства финансов Казахстана Нурлана Рахметова, основной задачей на данном этапе развития налоговой системы является дальнейшее улучшение электронного администрирования: доработка программного обеспечения, дальнейшая компьютеризация налоговых органов, рост пропускной способности каналов связи. Только переход к высоким технологиям, по мнению главного налоговика страны, позволит добиться прозрачности и повышения производительности налоговых органов. Вопрос низкой оплаты труда также актуален – средняя зарплата работника налоговых органов составляет около 23 тыс. тенге.
Однако, согласно опросу, проведенному Sertum International Sistem по заказу Министерства индустрии и торговли, для предприятий малого бизнеса основными проблемами налоговой системы являются трудность оспаривания неправомерных действий налоговых органов по отношению к предпринимателям, высокие налоговые ставки, жесткие штрафы за малейшие нарушения Налогового кодекса, которые очень легко допустить при сложной многоступенчатой системе отчетности. Таким образом, малый и средний бизнес в Казахстане и официальные налоговые органы все еще живут в разных измерениях, пересекаясь только отчасти.
Инициативы, изложенные в Послании президента – снижение налогового бремени, упрощение отчетности, амнистия выведенных из-под налогообложения капиталов, создают возможность формирования нового взаимовыгодного для государства и предпринимателей формата налоговых отношений. Если, конечно, Налоговый комитет сможет его создать, обратив внимание не только на задачи автоматизации деятельности налоговых органов, но и на конструктивные предложения со стороны предпринимателей.