В дамки не вышли, но засветились

3 марта 2008, 00:00

На прошлой неделе стали известны победители американской кинопремии «Оскар». Представлявшему Казахстан «Монголу» статуэтку не дали

В этом году на золотую статуэтку Американской киноакадемии в номинации «За лучший иностранный фильм» претендовали сразу две картины из СНГ: российская «Двенадцать» режиссера Никиты Михалкова и, впервые в истории, казахстанский «Монгол», снятый российским режиссером Сергеем Бодровым-старшим. В победители не вышел ни тот, ни другой – «Оскара» получил австрийский фильм «Фальшивомонетчики». Сложно судить, почему был отвергнут Никита Михалков. Но зато вполне можно понять, почему «Оскара» не дали «Монголу», получившему широкий прокат в казахстанских киноте-атрах. Во-первых, это фильм на историческую тему, уже успевшую изрядно поднадоесть, кто только не снимал и не собирался снимать про Чингисхана. Свои претензии на эту роль успел заявить даже почивший на лаврах Стивен Сигал. Во-вторых, историчность «Монгола» не так очевидна. Остается неясным, к чему стремился режиссер: снять зрелищное кино с боевыми спецэффектами, поведать миф о великом азиате, исследовать социальное устройство кочевого общества или же, опираясь на научные факты, изложить свою версию событий. Эти совершенно разные задачи требуют разных жанровых подходов и методов съемки, сочетать которые невозможно, как и вывести их среднее арифметическое. Поэтому в итоге зрелищность и миф одержали победу над смыслом и историей. В-третьих, определенную роль мог сыграть и тот факт, что фильм снят не казахстанцем. Даже если бы «Оскара» и дали, то сомнения, насколько это победа наша, были бы вполне справедливыми. В общем, очередная попытка Казахстана «без труда вытянуть рыбку из пруда» провалилась. Остается радоваться – имя страны засветилось в «чартах».