Быстрее, больше, безопаснее

Олег Осипов
4 декабря 2000, 00:00

стала новая Audi A4, сменившая модель, успешно продававшуюся последние шесть лет

Таков непреложный закон автомобилестроения: даже самую удачную модель, еще способную приносить прибыль, следует безжалостно снимать с производства спустя несколько лет. Чтобы не отстать от новейших технологий, от запросов потребителей, от конкурентов. А шесть лет и полтора миллиона экземпляров по нынешним меркам немало и для престижного автомобиля. Поэтому А4 ждали. Ждали весной в Женеве, а осенью - в Париже. Но она была явлена во всей красе и в разных ипостасях лишь в ноябре. Случилось это в окрестностях Ниццы, в дождь грустных, без толп курортников сонных, но неизменно цветущих.

Отчего же не чуть раньше, зато на всемирном смотре? Оттого, сказали мне, что компания не может себе позволить представить новинку "слишком задолго до начала продаж, потому что потенциальные покупатели могут посчитать себя обманутыми". Эх, нашим бы заводам их заботы.

Ожидание не было напрасным

Вся премудрость создания новой модели заключается не только в том, чтобы удовлетворить сегодняшние требования клиентов, но предугадать их изменчивый вкус хотя бы на пару-тройку лет вперед. И одновременно насытить обновленное производство и сам продукт такими технологиями, которые будут востребованы как можно дольше. Смею предположить, Audi это удалось. Взять хотя бы фирменный конек компании - алюминиевые конструкции. Теперь из "крылатого металла" сделаны блоки цилиндров двух новых двигателей - трехлитрового V6 и двухлитровой "четверки", он использован также в передней и задней подвесках, что сделало их легче и обеспечило дополнительную плавность хода.

Впервые в своем классе А4 предлагает бесступенчатую автоматическую коробку передач Multitronic или CVT (Continuously variable multitronic transmission), то есть вариатор, но не клиноременный, а цепной. Он устанавливается пока только на переднеприводные модификации с новыми двигателями - 220-сильным V6 и двухлитровым мощностью 130 л. с.

Стандартно все версии оснащаются бортовым компьютером, системами климат-контроля, электронной стабилизации (ESP) и Brake assist, дотормаживающей автомобиль, если водитель быстро, но нерешительно нажал на педаль тормоза, или ему просто не хватило сил, чтобы остановить машину. Плюс подушки безопасности, в том числе защищающие от боковых ударов, и, разумеется, отличная аудиосистема. В наборе опций есть, кажется, все необходимое: две навигационные системы, функция голосового набора телефонного номера, 17-дюймовые колеса, ксеноновые фары и тому подобное.

Наконец, дизайн. Он, несомненно, свеж и в то же время вполне в духе новых традиций Audi. Полностью переработанная форма передней и задней частей автомобиля продиктована вместе с тем стремлением улучшить аэродинамические характеристики. Возможно, кому-то облик А4 покажется несколько консервативным или не слишком новаторским. Но деловой костюм не может напоминать ветровку, купленную по случаю на распродаже. Он обязан подчеркивать стиль и положение владельца. Немаловажно и то обстоятельство, что новая А4 стала на 69 мм длиннее, на 33 мм шире и на 13 мм выше предшественницы. Теперь и на передних, и на задних сиденьях заметно просторнее.

А4 не способна разочаровать водителя

В этот славный денек, когда сквозь тучи неожиданно проглядывало яркое солнце, мы с коллегой проехали 70-километровый маршрут несколько раз, меняя автомобили. Общее впечатление: Audi сделала превосходный продукт в классе компактных престижных машин. Но вся прелесть - в нюансах.

Вот А4 с двухлитровым двигателем и АКПП Multitronic. Даже с такой, не самой мощной силовой установкой автомобиль не дает водителю повода почувствовать себя аутсайдером на дороге. И дело не только в отточенном рулевом управлении, пристойных динамических характеристиках или в том, что сам кузов стал на 45% жестче, что не замедлило сказаться на поведении машины. Вся изюминка - в шестиступенчатом вариаторе. Если есть желание "выжать" из А4 все возможное, вы можете переключать передачи вручную, всякий раз раскручивая двигатель до шести с лишним тысяч оборотов. Причем делать это можно, качая рычаг коробки передач вперед-назад либо попросту нажимая кнопки "плюс" или "минус" на рулевом колесе под правой рукой (к хорошему быстро привыкаешь). Торможение двигателя в этом случае настолько же эффективно, как и разгон. Мало того, я успел отметить еще одно свойство Multitronic: эта трансмиссия адаптивна, то есть и в полностью автоматическом режиме приспосабливается к индивидуальному стилю вождения.

А сопряженный с самым мощным V6 Multitronic - это нечто особенное. Что, следует заметить, само по себе достижение. Потому что далеко не каждому производителю удалось совместить вариатор с двигателем, выдающим высокий крутящий момент. Помимо всех описанных достоинств трансмиссии такое совмещение позволило обеспечить впечатляющую динамику - 6,9 сек. до "сотни", ровно столько же, сколько занимает разгон с механической пятиступенчатой КПП. Правда, есть незначительная потеря (7 км/ч) в максимальной скорости. Но, положа руку на сердце, скажем, что и 238 км/ч - вполне достаточно для человека в здравом уме.

Коль скоро речь зашла о новых двигателях, я просто обязан сказать о дизеле объемом 2,5 л. Это отличный мотор, который можно сравнить разве что с аналогичными агрегатами от BMW. Он обеспечивает отличную динамику (8,6 сек. до 100 км/ч) и "подхват" в любой момент благодаря хорошему крутящему моменту. Да, если стоишь рядом с автомобилем, дизель заявляет о себе характерным и отнюдь не тихим звуком. Зато в салоне его почти не слышно и нет ощутимых вибраций. Жаль, что эти экономичные двигатели не в особом почете у нас и по этой причине на них не распространяются "специальные цены" Audi. Еще надо сказать, что шестиступенчатая механическая коробка передач, с которой агрегатируется этот дизельный двигатель, не дает водителю особенно расслабиться: передачи короткие, чтобы обеспечить динамику, и ручкой КПП приходится работать без устали. Но так и должно быть. Единственное "но": на мой вкус все модификации с механическими КПП могли бы иметь более короткий ход педали сцепления.

Краткие технические характеристики Audi A4

 

Бензиновые двигатели

Дизельные двигатели

объем двигателя, куб. см

1984

1781 (турбо)

2976

1896 (турбо)

2496

Число клапанов на цилиндр

5

5

5

2

4

Мощность, л. с. при об./мин.

130/5700

150/5700

220/6300

130/4000

180/4000

Максимальный крутящий момент, Нм при об./мин.

195/3300

210/1750-4600

300/3200

285/1750-2500

370/1500-2500

Разгон до 100 км/ч, с

9,9 (10,2)*

8,9

6,9

9,9

8,6

Максимальная скорость, км/ч

212 (205)

222

245 (238)

207

225

Расход топлива, л на 100 км

7,9

8,2

9,5 (10,5)

5,5

7,8

Габариты

4547х1766х1428

В скобках приведены данные для автомобиля с вариатором Multitronic.


Что касается полного привода, то нет особой нужды описывать уже хорошо известные его достоинства. Скажу лишь, что на горных серпантинах, в дождь, Audi quattro показала себя с лучшей стороны. Впрочем, и переднеприводная А4 ведет себя вполне достойно и абсолютно предсказуемо. Система ESP нисколько не мешает, включаясь лишь "в последний момент". Забавно, но все достоинства другой системы - Brake assist, признаюсь, оценить не удалось. Хотя подходящая ситуация возникла: выезжая на приличной скорости из-за поворота, я увидел, что наперерез со второстепенной дороги выходит Golf. И от души топнул по педали тормоза. Слава Богу, мы благополучно разъехались. При этом АБС сработала - это точно, а вот новая система - может быть. После еще пару раз пробовал ее задействовать, но не смог, по-видимому, заставить себя действовать достаточно нерешительно или слабо. А посему счел, что тормозная система меня вполне устраивает, а Brake assist я смогу отдать должное, надеюсь, еще не скоро.

Пожалуй, последнее. У A4 достаточное количество модификаций по разной цене. Потенциальному покупателю есть из чего выбрать и даже "сделать" автомобиль под себя.

Audi A4: перспективы в мире и в России

Мартин Готц, менеджер по маркетингу компании Audi AG, отметил, что на долю A4 сейчас приходится половина всех продаж.

- С новой моделью мы рассчитываем расширить круг покупателей, - говорит он. - Прежде всего за счет молодых людей, способных в полной мере оценить ее спортивные качества. Более мощные двигатели и новые независимые подвески для переднеприводных автомобилей, а также наш фирменный цепной вариатор с возможностью ручного выбора передач дают основания утверждать, что конкурентоспособность A4 существенно повысилась. Разумеется, мы предлагаем и полноприводные версии. Наши основные соперники известны - это BMW и Mercedes. Кроме того, новинка столкнется на рынке с новыми моделями Volvo и Jaguar. Но у A4, думаю, отличные шансы. Другое дело, что производственные мощности не позволят нам выпустить в 2001 году больше двухсот тысяч таких автомобилей. Поэтому быстро удовлетворить спрос, возможно, не удастся. Однако уже через год мы сможем увеличить объемы производства.

Сейчас мы предлагаем A4 с кузовом седан, а к середине будущего года начнем выпуск автомобилей с кузовом Avant.

Если говорить о зарубежных рынках, то на первом месте по значимости, пожалуй, остается рынок США, на котором за последние годы нам удалось вдвое увеличить объем реализации. Нас также очень радует динамика роста продаж в России. Ваш рынок мы считаем важным и весьма перспективным.

Что касается ценовой политики, то она дифференцирована, все зависит от специфики того или иного рынка. Но, например, в Германии новая A4 будет стоить примерно на тысячу двести марок меньше, чем предшественница. Это несмотря на то, что мы применяем новейшие технологии и оборудуем автомобили самыми современными электронными системами, такими как ESP и Brake assist.

Оскар Ахмедов, глава московского бюро Audi AG надеется, что с новой моделью удастся наконец исправить некоторый перекос продаж в сторону A6 (60% от общего количества проданных машин).

- Теперь мы сможем сделать вполне достойное предложение в сегменте престижных автомобилей среднего класса, - считает он. - Кроме того, увеличившийся простор для задних пассажиров дает нам основание позиционировать A4 на рынке не только в качестве семейного, но и в качестве представительского, хотя и более компактного, автомобиля. Надеюсь, это качество новинки будет оценено корпоративными клиентами. На мой взгляд, A4 идеально подходит для тех, кто занят в малом и среднем бизнесе, и для специалистов среднего звена крупных компаний, в то время как автомобиль топ-менеджеров - A6. Я уверен, что мы сможем сделать лучшее предложение в этом сегменте рынка и привлечь тех, кто предпочитает немецкие автомобили по разумной цене.

В среднем, без учета налогов и пошлин, Audi в России на двадцать процентов дешевле, чем в Германии. Если говорить о конкретных ценах на A4, то новая модель будет стоить в салонах официальных дилеров примерно столько же, сколько и прежняя - от двадцати трех с половиной тысяч долларов. Двухлитровый переднеприводной автомобиль с трансмиссией Multitronic обойдется покупателю в двадцать шесть тысяч пятьсот долларов, с механической коробкой передач - на полторы-две тысячи меньше. Цены на переднеприводные и полноприводные модификации с самым мощным трехлитровым двигателем будут в диапазоне от тридцати пяти до сорока тысяч долларов. Впрочем, таких машин продается немного, поскольку за эти деньги можно уже купить A6.

Одновременно набирает обороты продажа автомобилей в кредит. Этой услугой, которую дилеры предлагают совместно с банком ИБК только за последние полтора месяца воспользовались двадцать четыре покупателя.

И последнее. Заказать новую A4 у дилеров можно будет уже в январе. Официальная российская премьера пройдет в феврале, а с апреля-мая автомобили будут в свободной продаже.

Ницца-Москва