КамАЗ на новом витке эволюции

Андрей Федоров
18 августа 2003, 00:00

Крупнейший отечественный производитель грузовых автомобилей закрепляется и в других сегментах коммерческого транспорта. В конкурентной борьбе Камский автозавод сделал ставку на возросшее качество и новые модели

Новая техническая и маркетинговая политика ОАО "КамАЗ" одновременно амбициозна и прагматична. Ее цели: занять не менее половины российского рынка продаж грузовых автомобилей (его общая емкость - около 80 тыс. в год); треть продукции отгружать на экспорт; привлечь потребителей широкой гаммой надежных и качественных коммерческих машин - от малотоннажных городских грузовичков до тяжелых самосвалов, от пассажирских автобусов до многофункциональных тракторов. К такому решению руководство предприятия пришло после тщательного анализа рынка. Вывод прост: только активное развитие компании, обновление и расширение модельной линейки силовых агрегатов, шасси, автомобилей и освоение нетрадиционных продуктов обеспечит стабильность и конкурентоспособность предприятия.

Такой подход диктуется как деятельностью завода в предыдущие годы, так и перспективным развитием российской экономики. С одной стороны, почти половина из более чем миллионного грузового парка России - это автомобили "КамАЗ". Причем, судя по исследованиям, большинство их владельцев не собирается изменять этой марке и в будущем, рассчитывая на ее ценовую привлекательность и проверенные эксплуатационные качества. Свою роль в этом играет и уникальная (по признанию президента немецкой компании Bosch) сеть продаж и обслуживания продукции КамАЗа, которая прошла реструктуризацию и сейчас только в СНГ насчитывает 144 дилера и 112 сервисных центров.

С другой стороны, недавно утвержденные правительством нормы предъявляют к автомобилям очень жесткие требования по экологическим и техническим параметрам, а присутствие на рынке иностранных моделей заставляет повышать функциональность, надежность и комфортабельность машин, совершенствовать маркетинговую и сбытовую стратегию, предлагать клиентам привлекательные финансовые схемы расчетов.

Технические новации

Можно утверждать, что за последние годы КамАЗ совершил настоящий технологический прорыв. Важнейшую роль в этом сыграла грамотная реализация инвестиционного проекта, финансируемого за счет кредита Японского банка международного сотрудничества в объеме более 150 млн долларов. Кредитные средства в основном были вложены в модернизацию моторного производства, сгоревшего при пожаре завода двигателей, в его оснащение современными импортными комплексами механической обработки основных деталей цилиндро-поршневой группы, коленвалов, шатунов, турбокомпрессоров... Модернизированы также литейное производство и другие участки, определяющие уровень и качество основных изделий.

В этом году освоение кредита будет завершено, но уже сегодня эта комплексная работа позволила предприятию выйти на новый качественный уровень. Во-первых, на КамАЗе освоен выпуск двигателей стандарта "Евро-2" (что весьма актуально для России), и с нынешнего года вся его продукция может выпускаться в соответствии с этим нормативом. Следуя концепции развития автопрома, уже сейчас идут испытания моторов "Евро-3" и разработка двигателей "Евро-4", которые адаптируются к имеющимся и перспективным автомобилям. Во-вторых, смонтированное на японские кредитные средства оборудование позволило освоить выпуск ряда деталей, прежде закупавшихся по импорту. В-третьих, серьезно возросло качество готовой продукции: сейчас 85% дефектов приходится на изделия поставщиков (стартеры, генераторы и т. д.), а сделанные на КамАЗе основные детали нареканий не вызывают. Так что завод увеличил гарантийный срок на автомобили до 45 тыс. км пробега, или до 18 месяцев эксплуатации.

Благодаря всему этому появилась возможность выстроить четкую модельную стратегию по силовым агрегатам и автомобилям, активизировать перспективные разработки. За короткий срок КамАЗ вывел на рынок целую серию новинок. Если в прежние годы предприятие славилось в основном самосвалами и шасси для всевозможной спецтехники, то теперь его модельный ряд стал намного разнообразнее, и в этом смогут убедиться в конце августа посетители Московского международного автосалона-2003.

К примеру, семейство 6520 - это грузовые автомобили тяжелого класса. На них усилена рама, устанавливаются двигатели мощностью 320 л. с. и более мощные тормоза с АБС, внесены изменения в систему гидравлики, современней и комфортабельней стала кабина. В строительстве такие машины используются в составе автопоездов, где основной кузов и прицеп берут на борт по 20 тонн груза. Спрос на тягачи такого класса стабилен и в России, и за рубежом: скажем, в такой "транзитной" стране, как Украина, они составляют три четверти всего грузового парка.

Другая новинка из Набережных Челнов - низкорамный малотоннажный грузовик. Такая машина чрезвычайно востребована как в мелком и среднем бизнесе, так и среди крупных торговых сетей. Причем на базе двух моделей ("КамАЗ-4307" грузоподъемностью 3,3 тонны и "КамАЗ-4308" - 5,5 тонны) производитель предлагает самую широкую гамму модификаций: фургон, бортовой грузовик, самосвал, "развозник" продуктов питания с изотермическим кузовом, шасси для спецтехники. В зависимости от двигателя, трансмиссии, интерьера кабины и приборной панели весьма гибко может варьироваться и цена таких автомобилей.

Еще один вид продукции КамАЗа - автобусы, выпускаемые на Нефтекамском заводе, входящем в группу КамАЗ, под маркой "НефАЗ". Для многих это неожиданность, хотя в различных регионах страны - от Питера до Дальнего Востока - эти машины уже отлично зарекомендовали себя на городских и пригородных маршрутах. Теперь конструкторы компании создают модели в других классах, а на автосалоне в Экспоцентре впервые будет представлен автобус "Турист".

Здесь же вместе с автобусом покажут и 260-сильный автобусный газовый двигатель с распределенным впрыском топлива. Это собственная разработка КамАЗа, и она может серьезно повлиять на рынок моторов: газовый двигатель чрезвычайно экономичен, для регионов Севера он удобен тем, что не требует завоза жидкого топлива, к тому же отвечает нормам "Евро-2" и имеет потенциал стандарта "Евро-3". Серийный выпуск таких агрегатов может начаться уже со следующего года.

Говоря о модельном разнообразии КамАЗа, надо назвать и другие "свежие" разработки. Тут и микролитражка "Ока" с индексом 11113, и 360-сильный флагманский тягач 5460, и первый камазовский грузовик с капотной компоновкой, и мощный полноприводной четырехосный автомобиль 350 из семейства "Мустанг". Наконец, многофункциональный колесный трактор с двигателем в 240 "лошадей", который одинаково хорош в сельском хозяйстве, строительстве, на внутригородских работах. В России таких машин сегодня никто не выпускает, хотя спрос есть.

Заводские инженеры создали для трактора оригинальную кабину и трансмиссию, однако большинство узлов (включая шасси и двигатель) унифицировано с автомобильными. И это - одно из важнейших преимуществ всей техники под маркой "КамАЗ". Именно эта унификация позволяет потребителям свести к минимуму затраты на эксплуатацию и ремонт, поскольку разветвленная сервисная сеть завода подготовлена к любым работам и обеспечена всем ассортиментом запчастей и расходных материалов. А расширение гаммы камазовской продукции теперь позволит клиентам формировать свои парки на базе всего лишь одного производителя. Таким разноплановым предложением автомобилей сегодня не может похвастаться практически ни один европейский брэнд.

Новые подходы к бизнесу

Ситуация на внутреннем и внешних рынках определила и общую бизнес-стратегию КамАЗа. В ее основе - оптимизация всех структур и процессов внутри компании, повышение прибыльности производств и поиск новых ресурсов, взаимовыгодное сотрудничество с дилерами и корпоративными клиентами, привлечение отечественных и зарубежных партнеров и инвесторов, ориентация на конкретных потребителей и расширение клиентской базы в России, сохранение традиционных и завоевание новых рынков сбыта за рубежом.

Каждый из этих пунктов подразумевает отдельное направление работы, внедрение новых схем и методов организации труда. К примеру, одна из важнейших программ - сбыт запасных частей, который по рентабельности заметно превосходит продажи автомобилей. Генеральный директор ОАО "КамАЗ" Сергей Когогин оценивает рынок запчастей примерно в 8 млрд рублей, из которых на долю самого завода приходится лишь около 3,5 млрд. Остальное берут в основном "серые" производители, не отвечающие за качество своей продукции. Поэтому сейчас Камский автозавод активно решает вопросы продвижения и сбыта фирменных запчастей и комплектующих, создает механизмы экономической заинтересованности сервисных станций в их продажах. Реализация программы позволит не только увеличить доходы предприятия на 1,5-2 млрд рублей в год, но и повысить надежность ремонта автомобилей.

Другой резерв - взвешенная инвестиционная политика. Вместе с коллегами-конкурентами с других российских заводов и из Белоруссии камазовцы готовятся вложить средства в создание новых двигателей и других агрегатов, совершенствование технологий, развитие сервисной сети. В то же время КамАЗ всерьез занимается поиском крупных инвесторов для ряда своих подразделений, среди которых металлургическое производство и Завод микролитражных автомобилей. Продажа части пакетов их акций позволит модернизировать предприятия, снизить себестоимость готовой продукции, вывести на рынок новые модели.

Четвертый год подряд ОАО "КамАЗ" получает титул "Лучший экспортер России", чему способствуют активные продажи и организация сборочных производств в Восточной Европе, Африке, Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в странах СНГ. Очередным шагом стало создание в июле автомобильного консорциума "Казахстан-КамАЗ", который будет выпускать и сбывать камазовскую продукцию в этой стране. Одновременно происходит выход на новые и возвращение на некогда утерянные рынки сбыта - в Нигерию, Египет, Конго, Алжир, Анголу, Афганистан. Для этого КамАЗ использует весь арсенал средств: ценовые преимущества и развитую сервисно-дилерскую сеть, агрессивную рекламу и маркетинг, возможность пакетных предложений по всему ассортименту техники, выведение на рынок новых продуктов, привлекательные финансовые схемы.

В частности, первым из российских автозаводов КамАЗ предложил лизинг от производителя, и это сразу привлекло к нему многочисленных клиентов как за рубежом, так и в России. Теперь, после нескольких месяцев "обкатки", этот продукт стал еще более интересным и конкурентоспособным, и сейчас департамент лизинга ОАО "КамАЗ" приглашает к сотрудничеству региональные лизинговые компании и агентов. Недавно для них была введена новая программа специальных скидок, отработана система страхования рисков, улучшены условия работы с банками-партнерами. Это позволяет всем участникам схемы получать выгоду, не меняя условий приобретения техники для конечного потребителя. Кстати, на Московском автосалоне каждый заинтересованный посетитель сможет не только все узнать о лизинге КамАЗа, но и прямо на выставке получить расчеты и даже подготовить договор.