Прагматичный энтузиазм

Андрей Безверхов
17 ноября 2003, 00:00

Крупнейшая автомобильная корпорация мира General Motors наращивает в России и собственное производство, и продажи

В течение последнего года компания General Motors несколько раз становилась главным ньюсмейкером российского автомобильного рынка. Вначале она открыла совместное предприятие в Тольятти и начала массовый выпуск компактных внедорожников Chevy-Niva, затем объявила о начале производства в Калининграде эксклюзивных вездеходов Hummer 2 и вот теперь сообщила об утвержденном решении по сборке на СП GM-AvtoVAZ легкового седана. Одновременно шло выведение на рынок новых моделей под различными брэндами и их активные продажи - по сравнению с прошлогодней осенью российский сбыт компании вырос почти в два с половиной раза. О стратегии и планах на будущий год "Эксперту" рассказала генеральный директор "Дженерал Моторз СНГ" Хайди Маккормак.

- Недавно было объявлено о планах производства автомобиля на базе опелевской модели в рамках совместного предприятия GM-AvtoVAZ. Каковы детали этого проекта?

- Это будет седан на базе Opel Astra второго поколения, но все-таки это будет не Astra. Во-первых, модель претерпит некоторые изменения в дизайне, а многие узлы и детали будут унифицированы с Chevy-Niva, так как сборка двух моделей будет идти на одних мощностях. Во-вторых, на рынке она появится под маркой Chevrolet и под новым именем, которое еще не придумано. Первая партия в полторы тысячи машин намечена к выпуску в 2005 году, а затем объемы производства будут постепенно расти до проектных - это порядка семнадцати тысяч автомобилей в год. О стоимости пока говорить рано, но за счет значительной локализации производства комплектующих - до сорока трех процентов - мы рассчитываем сделать цену привлекательной.

- До последнего дня ваша компания засекречивала это решение, а ваши деловые партнеры - руководители АвтоВАЗа - уже два года уверенно говорили о нем как о вопросе решенном. Такие нестыковки не мешают работе?

- Для нас главное, что кооперация в рамках совместного предприятия идет успешно и СП не испытывает трудностей в общении с руководством АвтоВАЗа. Хотя надеюсь, что в будущем все наши заявления прессе будут лучше скоординированы. Политика General Motors состоит в том, чтобы до принятия окончательных и официальных решений не комментировать то, что лишь планируется сделать.

- Легковой седан станет третьей моделью, выпускаемой GM в России. Как вы оцениваете два уже существующих проекта?

- Выпуск внедорожников Chevy-Niva в Тольятти развивается неплохо: уже в этом году мы планируем продать их около двадцати пяти тысяч - больше, чем любых других иномарок. Продажи автомобилей Hummer из Калининграда, скорее всего, начнутся лишь в конце декабря или начале января - там сложная логистика, и, кроме того, мы должны добиться идеального качества. Здесь нельзя торопиться и "бежать впереди паровоза". Кстати, у нас уже есть порядка сорока-пятидесяти заказов на этот внедорожник, но пока мы даже не определились с ценой - хотим добиться, чтобы он стоил меньше ста тысяч долларов. Зато к сбыту и обслуживанию Hummer практически готовы пять дилеров: три в Москве и по одному в Питере и Екатеринбурге.

- Не кажется ли вам, что на российском рынке иномарок General Motors работает не в полную силу: предлагая машины четырех брэндов, за три квартала вы продали втрое меньше, чем компании-лидеры?

- Смотря как оценивать. Если взглянуть на продажи по отдельным сегментам, то в большинстве из них наши модели окажутся на третьих-пятых местах. Причем в каждом сегменте динамика нашего сбыта намного опережает общий рост рынка. А если сравнить с нашими же результатами двух-трехлетней давности, то прогресс еще более очевиден.

Наверное, одной из причин временного отставания можно считать наши принципы работы с дилерами. В отличие от некоторых конкурентов мы очень тщательно выбираем партнеров и предъявляем чрезвычайно жесткие требования к дилерским центрам: в них должны быть налажены не только продажи, но и самый качественный сервис автомобилей, эти центры необходимо располагать в удобных местах. Мы не верим в субдилерство и с каждым дилером хотим работать напрямую и напрямую контролировать качество предоставляемых им услуг. Кроме того, наша стратегия не предполагает открытия слишком большого числа салонов: если будет толпа дилеров, они могут остаться без прибыли, а это недопустимо. В то же время мы считаем, что нужно иметь свои центры во всех крупных городах России.

Если сравнить нынешнюю дилерскую сеть с сетью 1998 года, будет видно, что половины дилеров того времени уже нет - мы сохраняем отношения только с наиболее успешными партнерами. Это объективный процесс: среди первых дилеров было много энтузиастов, не имевших серьезного опыта и финансового потенциала. Кто-то из них остался, кто-то ушел. Сегодня с нами стремятся работать крупные холдинги, обладающие хорошим менеджментом, финансовыми ресурсами, региональными филиалами, серьезной репутацией. В общем, получается неплохая комбинация партнеров. Думаю, такой подход позволит нам занять лидирующие позиции уже в ближайшем будущем.

Наконец, сегодняшний успех на российском рынке наших конкурентов из Японии (наибольший объем продаж по итогам девяти месяцев у компании Toyota. - "Эксперт") обусловлен их агрессивной маркетинговой и ценовой политикой. Я их искренне поздравляю.

- Но ведь GM обладает еще более мощными возможностями: это колоссальный опыт и кадровый потенциал, разветвленная сеть предприятий, финансовые ресурсы. Не думаете все это задействовать?

- Мы действительно работаем над усилением сбытовой политики, которая учитывает и ближайшие задачи, и долгосрочную перспективу. К примеру, с ноября стартовала наша собственная весьма привлекательная программа розничного кредитования. Что касается маркетинга, то это больной вопрос: мы всегда просим больше денег на продвижение продуктов, но в головном офисе отвечают, что можно работать еще эффективнее и с нынешним бюджетом.

- У вас есть еще один резерв - популярный в России брэнд Daewoo теперь тоже принадлежит General Motors. Планируются ли продажи этих автомобилей силами "Дженерал Моторз СНГ"?

- Для правильного понимания ситуации нужно знать, что GM - не единственный владелец компании GM-Daewoo: нам принадлежит сорок два процента ее акций. Поэтому сейчас о каких-либо определенных сроках ничего сказать не могу. Но в принципе эта работа ведется: в следующем году мы сообщим о своих планах и, может быть, даже начнем продажи машин этой марки в России. Но, скорее всего, это будут корейские продукты, а не модели, которые выпускаются в Узбекистане.

- На какие модели в целом GM будет делать ставку на российском рынке в будущем году?

- Нашим "хлебом и маслом" остаются компактные Opel Corsa и Astra - по уровню качества, комфорта, техническим параметрам и цене это одни из самых удачных предложений в своих классах. Серьезно рассчитываем еще на два продукта фирмы Opel - автомобили Meriva и Zafira. Они не так давно появились в России, но первая реакция покупателей обнадеживает. Постепенно растет число поклонников и таких марок, как Saab, Cadillac, Chevrolet, а теперь к ним добавится еще и Hummer. Из новинок следующего сезона могу назвать новую Astra третьего поколения, Saab 9-3 Convertible, Cadillac XLR и Cadillac SRX, которые были показаны на Франкфуртском автосалоне.

- Весной в Европе начнутся продажи новой Opel Astra. Когда она появится в России и существенно ли будет отличаться ее цена от старой модели?

- Думаю, у российских дилеров новинку можно будет увидеть уже в июне. Она очень сильно отличается по своему уровню от предыдущей версии, и это, конечно же, отразится на стоимости машины. По сути, это разные автомобили, и они входят в разные ценовые категории.

- Как в целом вы оцениваете сегодняшний рынок иномарок в России и какой прогноз можете сделать на следующий год?

- Рост спроса продолжится. Думаю, в 2003 году будет реализовано сто пятьдесят пять-сто шестьдесят пять тысяч новых импортных машин, а в следующем году продажи могут выйти на уровень двухсот тридцати пяти тысяч. Но я рассчитываю, что динамика продаж "Дженерал Моторз СНГ" будет еще выше. Если в этом году мы планируем реализовать в России около восьми тысяч машин, то в следующем надеемся превысить уже двенадцатитысячный показатель.