Китайское автомобильное чудо

3 декабря 2007, 00:00

Через пару лет Китай превратится в крупнейшего мирового автопроизводителя. А Россия в свою очередь в текущем году стала самым значительным импортером машин из КНР. Настораживает, что другие наиболее активные потребители китайских транспортных средств — это Сирия, Алжир, Вьетнам и еще ряд стран третьего мира

«Добрый день, вам не нужны автобусы? Я представляю компанию “Шаолиньские автобусы”, наша продукция вам очень понравится». «Я из Шанхая, занимаемся производством грузовиков, меня зовут Сюй Чуньли, но для удобства зовите меня Николай Михайлович». На Первый российско-китайский автомобильный форум, который прошел недавно в Пекине, собралось несколько сотен представителей государственных органов и топ-менеджеров крупных автомобильных компаний России и Китая. Выступающие, которые в том числе отмечали большую роль последнего съезда компартии КНР и лично товарища Ху Цзиньтао, пытались оценить перспективы китайских автомобилей в России.

Началось все с обзора китайской автомобильной промышленности. Китайцы до сих пор считают родоначальником своей автоиндустрии Россию, а точнее Советский Союз. Именно при участии советских автомобильных предприятий (например, ЗИЛа) в Китае в 1950-е годы стали строиться первые заводы по производству машин. Правда, тогда это были предприятия, выпускающие в основном грузовые автомобили — они были важнее для развивавшейся китайской экономики, чем комфорт рядовых граждан и, соответственно, производство легковушек.

Второй этап развития китайской автомобильной индустрии приходится на середину 1980-х годов. Именно тогда на территории КНР появились первые крупные международные автомобильные концерны, которые стали создавать совместные предприятия и строить собственные автомобильные заводы уже для выпуска легковых машин. А 2000–2002 годы считаются началом третьего, переломного этапа в развитии китайского автопрома — в это время местные компании начали самостоятельно строить заводы и выпускать автомобили собственных марок.

Сегодня размах китайской автомобильной промышленности впечатляет. Как сообщил на форуме Фэн Фэй, директор департамента промышленности исследовательского центра развития при Госсовете КНР, если в прошлом году в Китае было изготовлено 7,3 млн автомобилей, то в текущем объемы производства, как ожидается, составят около девяти миллионов. А уже в 2010 году число выпущенных в Китае машин увеличится аж до 15 млн (см. график 1). Таким образом, если сегодня Китай является третьим в мире производителем автомобилей, уступая лишь Японии и США (см. график 2), которые выпускают по 11 млн машин в год, то уже через пару лет он по этому показателю поднимется на первую ступеньку.

Перенимая чужие технологии

Китайская автомобильная промышленность крайне разнообразна. На сегодняшний день в КНР насчитывается более 130 автомобильных предприятий, которые производят в общей сложности свыше 90 марок и 260 моделей легковых автомобилей.

Как и в 1980-е годы, костяк китайского автопрома формируют совместные предприятия и производства ведущих мировых производителей. «У китайской автомобильной промышленности свой путь развития, — говорит Фэн Фэй. — В отличие от Японии, США или той же Европы, где базу автомобильного производства составляют местные производители, у нас в основе лежат японские, американские, европейские компании, а уже на их фоне развиваются китайские марки».

Сегодня в Китае имеют свои заводы практически все крупные международные автопроизводители. Одной из первых иностранных компаний, открывших производство в Китае, стал концерн Volkswagen. Его совместное предприятие с местной компанией FAW было запущено еще в начале 1980-х годов под Пекином, и здесь, в частности, начали собирать популярные во всем мире Audi 100. Через некоторое время в Китай пришли такие марки, как Citroen, Toyota, Nissan. Помимо них сегодня в Поднебесной широко представлены автомобили Hyundai, Mercedes-Benz, Honda, Mazda, Peugeot, Ford, Kia, Suzuki, Fiat, BMW.

Наряду с машинами известных зарубежных марок в Китае с конвейера сходит все больше автомобилей местных брендов. Как правило, китайские автопроизводители вырастают из совместных предприятий с западными компаниями. Они быстро учатся у зарубежных партнеров и оперативно налаживают выпуск собственных моделей. Зачастую китайцы, не смущаясь, копируют не только технологии, но и внешний вид популярных западных моделей. Рекордсменом по количеству копий в Китае до последнего времени считался японский кроссовер Honda CR-V. По подсчетам маркетологов, в позапрошлом году автомобили, похожие на Honda CR-V, выпускали 12 китайских автопроизводителей. Отстаивая авторские права, Honda Motor направила 14 исков, однако ни одно из судебных разбирательств не принесло японской компании успеха, более того, они даже добавили популярности ее китайским «клонам».

В общей сложности в Китае насчитывается сегодня около 70 местных автомобильных брендов. Правда, половина из них — совсем несерьезные марки машин, производство которые не достигает и 5 тыс. единиц в год. Солидных же китайских марок — с два десятка. К самым известным и хорошо продаваемым внутри страны относятся Xiali, Chery, Geely, BYD, Hafei, Brilliance, JAC, Great Wall, FAW, Landwind, Lifan, Tianma, Zotie и др. Впрочем, хотя местный автопром и наращивает обороты, пока наибольшей популярностью в Китае пользуются западные марки. По итогам прошлого года шестерка самых продаваемых моделей выглядела так: Volkswagen, Honda, Chery, Buick, Hyundai, Toyota.

При всем многообразии производителей в китайском автопроме наблюдается тенденция к консолидации. За последнее время в КНР сформировалось несколько крупных автомобильных гигантов — в частности, по итогам прошлого года более половины всех произведенных в Китае автомобилей были выпущены тремя крупными корпорациями: Shanghai Automotive Industry Group (SAIC, 23% всего производства в стране), First Automobile Works (FAW, 19%) и Dongfeng Motor Corp. (DFM, 13%) (см. график 3).

Экспортный бум

А что же с экспортом? Пока в абсолютных показателях объемы поставок китайских машин за рубеж не очень внушительны. Связано это прежде всего с тем, что львиную долю выпущенных в Китае автомобилей потребляет внутренний рынок страны. Автопарк КНР растет стремительными темпами: если еще в 2000 году здесь насчитывалось порядка 16 млн автомобилей, то сегодня этот показатель достиг отметки 40 млн, а уже к 2010 году, по прогнозам чиновников из Госсовета КНР, в Китае будет 60 млн машин.

Но даже при таком бурном росте внутреннего потребления экспорт китайских автомобилей с каждым годом увеличивается. Понятно, что в соответствии с лицензионными соглашениями китайские автопроизводители не имеют права экспортировать в третьи страны выпущенные у них, например, автомобили Mercedes, Audi и других известных западных марок. А вот что касается собственных китайских брендов, то здесь динамика экспорта впечатляет. Всплеск пришелся на 2004 год, когда из КНР было вывезено 63 тыс. машин — почти в восемь раз больше, чем годом ранее. На протяжении последних трех лет экспорт китайских автомобилей ежегодно растет приблизительно на 100%, в текущем году он должен достичь 600 тыс. единиц (см. график 4).

Главным зарубежным потребителем китайских автомобилей сегодня стала Россия. Согласно официальным данным, за январь-август текущего года на российский рынок было поставлено более 56 тыс. китайских машин — это рекордный показатель для китайского автомобильного экспорта. «Мы испытываем сейчас особые чувства к России, — отметил на форуме Ван Цинхуа, генеральный директор департамента машинотехнической продукции министерства коммерции КНР. — Россия становится основным зарубежным потребителем наших автомобилей, и это очень символично, учитывая, что Советский Союз заложил фундамент китайской автомобильной промышленности».

Однако некоторый дискомфорт вызывает анализ списка стран, которых Россия опережает в потреблении китайских машин. После россиян в этом году наиболее активно на китайских автомобилях стремятся ездить граждане Сирии, Украины, Алжира, ЮАР, Вьетнама, Венесуэлы, Ирана (см. график 5).

То, что китайские машины направляются преимущественно на рынки стран третьего мира, имеет свое объяснение. Дело в том, что в развитые государства дорога для этой продукции пока закрыта. Главных причин тому две. Во-первых, плохие экологические показатели. Сегодня китайские автомобили в основном оснащаются двигателями устаревших конструкций, которые едва отвечают нормам «Евро-2», в то время как в большинстве европейских и других развитых государств действуют ограничительные нормы по выбросам «Евро-4». Во-вторых, серьезные нарекания имеются по части безопасности. Китайские марки до сих пор не могут добиться хороших показателей по краш-тестам мировых стандартов. Наивысший результат показала недавно компания Brilliance, которая накануне последнего Франкфуртского автосалона получила три звезды из пяти возможных в краш-тестах некоторых своих моделей по методике EuroNCAP. Во многом именно благодаря этому Brilliance является пока почти единственной китайской автокомпанией, допущенной на рынок Европы.

Результаты других независимых тестов удручающие. Так, российский автомобильный журнал «Авторевю» за последнее время провел краш-тесты трех китайских автомобилей. Два из них — хорошо продающиеся в России Chery Amulet и Geely Otaka — набрали мизерное количество баллов: менее двух из 16 возможных. По результатам тестов обе машины были названы «капсулами смерти». Как заявили эксперты, при столкновении этих автомобилей с неподвижным предметом на скорости 64 км/ч пассажиры имеют мало шансов выжить.

Китайцы в России

Если в развитых странах Европы и мира существуют законодательные запреты на реализацию автомобилей с низким уровнем безопасности и экологии, то в России, констатировали участники российско-китайского форума, до сих пор действуют устаревшие нормы сертификации, которые позволяют официально продавать китайские машины. В результате за последний год продажи китайских автомобилей в России выросли более чем вчетверо.

По мнению маркетологов, главная причина популярности «китайцев» у россиян — доступная цена. «В России большинство китайских автомобилей попадают в самый массовый сегмент — седан экономкласса стоимостью от десять тысяч долларов, — рассказывает Дарья Лобакова, маркетолог компании “Соло Консалтинг”. — В этой же ценовой категории находятся такие бестселлеры, как десятое семейство Lada, Daewoo Nexia, Renault Logan, Chevrolet Lanos и другие».

По словам Дмитрия Гулина, президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), по итогам первой половины текущего года наиболее популярными китайскими марками в России стали Chery, Great Wall, Dadi, Hafei, BYD. Причем продажи могли бы быть значительно больше, если бы не ряд сдерживающих факторов. Главный из них — недостаточно благоприятный имидж китайских автомобилей. «В Китае сейчас есть производители, которые выпускают откровенно плохие машины, — продолжает Дарья Лобакова. — Но есть и компании, делающие довольно качественную автомобильную продукцию, которая по надежности и потребительским свойствам во многом превосходит тех же традиционных отечественных производителей. Однако в сознании российского покупателя все китайские марки машин пока смешиваются в единое понятие “китайский автомобиль”. И сейчас российский автолюбитель буквально ошарашен тем многообразием, которое свалилось на него меньше чем за два года. В частности, на последней выставке “Интеравто” в Москве мы насчитали более 50 моделей 27 китайских марок».

По мнению участников форума, в ближайшие годы, когда у российского потребителя сложится более четкое представление о китайских автомобилях, спрос на них на рынке России будет расти.

При этом в скором времени должны существенно улучшиться качество и безопасность китайских машин. В частности, представители авторитетной международной исследовательской компании J. D. Power, которая регулярно проводит анализ качества китайских автомобилей, заявляют, что оно становится все лучше.

В ближайшее время должна разрешиться и проблема поставок запчастей для китайских машин в Россию. Сегодня это действительно проблема для большинства владельцев китайских автомобилей. Если вышла из строя какая-то редкая деталь, то ее, случается, можно ждать два-три месяца. При этом цены на китайские запчасти неоправданно высоки. Например, сегодня лобовое стекло на один из самых популярных китайских автомобилей в России — Chery Amulet — стоит в среднем 3750 рублей, в то время как аналогичная деталь на Hyundai Accent обойдется в 2700 рублей, а на ВАЗ-2110 — в 1500 рублей. Участникам форума в Пекине объяснили, что дефицит автозапчастей связан с общей несколько запутанной системой выпуска комплектующих в Китае. Согласно последним данным, всего в КНР около двух тысяч предприятий, занимающихся изготовлением автокомлектующих и запчастей. При этом в Россию запчасти поставляются не напрямую от производителей, а при участии сборщика автомобилей. «Мы считаем, что трудности и задержки в поставках запчастей для китайских машин в Россию — временное явление, — говорит Пан Минген, председатель совета директоров группы Shanghai Unitek Export & Import Corp. — С ростом объемов экспорта китайских машин будут увеличиваться и объемы поставок запчастей. Соответственно, их производителям будет выгоднее налаживать связи с конечными потребителями деталей в России без участия производителя автомобилей. Так что, думаю, уже через несколько лет система поставок запчастей для китайских машин наладится, и они будут приходить так же быстро, как, скажем, детали из Японии или Кореи. А кроме того, они будут значительно дешевле тех».

Наконец, весомым вкладом в увеличение продаж «китайцев» в нашей стране должно стать наращивание их сборки на российской территории. Уже сегодня у нас в стране вовсю идет сборка китайских автомобилей Chery (на калининградском «Автоторе»), Landmark и Otaka (на заводе «Автомобили и моторы Урала» в Свердловской области), Lifan (на черкесском «Дервейсе»). В ближайшее время большое производство, ориентированное на выпуск примерно 50 тыс. автомобилей, собирается открыть в Татарстане компания Great Wall. Правда, пока российские власти тормозят выдачу разрешения на этот проект, но, по мнению наблюдателей, зеленый свет может быть дан в любое время.

Словом, по мнению участников Первого российско-китайского автомобильного форума, экспорт китайских машин в Россию в ближайшие годы будет набирать обороты.

Пекин-Москва