Джипов становится много

Москва, 11.08.2008
«Эксперт Авто» №5 (99)
Jeep взял курс на кардинальное расширение модельного ряда. Такая маркетинговая стратегия имеет как плюсы, так и минусы

Марка Jeep считается родоначальником класса внедорожников. В 1938 году руководство вооруженных сил США поставило задачу создать транспортное средство, которое могло бы заменить бывший тогда на вооружении мотоцикл с коляской. Так появился надежный и проходимый автомобиль, который сначала попал на службу военным, а потом, после Второй мировой войны, поступил в широкую продажу (представители Jeep до сих пор считают себя создателями первого гражданского внедорожника).

В канун своего юбилея Jeep устроил грандиозный праздник Euro Camp Jeep для владельцев машин этой марки в Европе. В немецкий городок Флезензи близ Берлина на своих автомобилях съехалось около двух тысяч энтузиастов — владельцев автомобилей Jeep из 22 стран. Своим появлением в тихой немецкой глубинке они продемонстрировали, что, несмотря на тесноту улиц старушки Европы, большие проходимые машины на европейском пространстве по-прежнему живы и во Франции, Италии, Германии есть еще люди, которые хотят иметь в своем гараже не утилитарный автомобиль-малолитражку, а настоящий джип, в который помещается много пассажиров и багажа и которому не страшны ямы и овраги (еще оставшиеся в Европе). О подобных настроениях говорят и результаты продаж: на слете Euro Camp Jeep организаторы заявили, что в Европе продажи Jeep растут на 10% в год (см. график 1). Ну а в России реализация джипов растет еще более динамичными темпами (см. график 2).

Больше значит лучше?

Свой юбилей марка Jeep встречает новым курсом развития. Его суть заключается в кардинальном расширении модельного ряда: за последние три года число моделей Jeep увеличилось более чем в два раза. Если еще в 2005 году покупателям предлагалось всего три модели Jeep, то сейчас их уже насчитывается семь.

Между тем многие подвергают новый курс производителей известных внедорожников критике. Например, традиционные поклонники марки Jeep разводят руками: раньше, по их словам, с модельным рядом было все ясно: имелось три джипа, каждый из которых ориентировался на определенные задачи и тип покупателя. Был Jeep Wrangler — бескомпромиссный внедорожник, эдакий американский «уазик», который хоть и страдал отсутствием комфорта, зато мог преодолеть даже самое трудное бездорожье и с честью пробраться по местам, где спасовал бы почти каждый автомобиль. Другая исконная модель — Jeep Сherokee (который, кстати, представители марки называют первым люксовым внедорожником) — была уже более комфортна, однако не так проходима. Она ориентировалась на потребителя, согласного на компромисс между способностью вылезать из глубоких ям и возможностью удобного передвижения без тряски, шума, с хорошей отделкой салона и так далее. Наконец, третья модель — Jeep Grand Cherokee — являлась уже увеличенным вариантом внедорожника с претензией на класс люкс: здесь было больше места, комфорта, кожи в отделке и престижа в глазах окружающих.

Сейчас же все перемешалось. В дополнение к упомянутым моделям появились еще четыре. Во-первых, Jeep Сompass и Jeep Patriot (в России последний продается под названием Libеrty из-за того, что имя «Патриот» уже застолбил в своем модельном ряду УАЗ). Эти две модели значительно меньше по размерам традиционных джипов, они больше ориентированы на городские условия. Их внедорожные характеристики весьма сомнительны, и, кроме того, на первый взгляд не очень-то понятно, чем эти две модели, имеющие одинаковые размеры, помимо внешнего дизайна отличаются друг от друга.

Еще две новые модели — Jeep Сommander и Jeep Wrangler Unlimited (Rubicon). Без детального анализа тоже не очень понятно, в чем серьезные отличия Commander от Grand Cherokee: и тот и другой — большие комфортные джипы с претензией на люксовый уровень. Jeep Wrangler Unlimited (Rubicon) — это вроде тот же Jeep Wrangler, только чуть побольше.

Вслед за рядовыми потребителями стремительное расширение модельного ряда критикуют и продавцы автомобилей. «Потребитель теряется и не успевает понять, чем один автомобиль отличается от другого, а компании-производителю не хватает сил проводить агрессивные маркетинговые акции и объяснять оправданность столь быстрого расширения модельного ряда, ясно давая понять, чем одна модель отличается от другой и чем каждая из них будет особенно полезна покупателю», — говорят дилеры.

Дополнительную сумятицу вносят разные названия моделей в отдельных странах: Jeep Patriot, как уже упоминалось, в России продается под названием Liberty, а, скажем, в США под названием Jeep Liberty продается Jeep Cherokee. Получается, что в США и в России Jeep Liberty — это два разных автомобиля! Возникающая путаница не может не вызывать скрытого недовольства как у дилеров, так и у потребителей автомобилей марки Jeep.

Ответ конкурентам

Между тем сами представители Jeep говорят о том, что столь радикальное расширение модельного ряда вполне оправданно и продиктовано жесткими рыночными условиями.

«Согласен, что еще двадцать лет назад семь моделей для марки Jeep было слишком много, — заметил в интервью “Эксперту” Томас Хауш, вице-президент марки Jeep по международным продажам. — Но дело в том, что конкуренты не дремлют и сам сегмент внедорожников быстро растет. Так, в 1996 году мы имели в Европе три модели Jeep и 27 моделей конкурентов. В 2003 году мы насчитали уже 50 конкурентных моделей. А сегодня по итогам 2008 года мы прогнозируем появление до 70–75 моделей, которые возникают на рынке внедорожников или так называемого класса SUV (Sport Utility Vehicle). Если принять это во внимание, вполне логично увеличение нашего модельного ряда с трех до семи, если сам сектор рынка вырос с 30 до 70 моделей. Мы не можем стоять на месте и должны чем-то ответить конкурентам».

Появление похожих на первый взгляд моделей представители Jeep объясняют ориентацией на разные типы пользователей. «Взять, к примеру, Jeep Compass и Patriot (продаваемый в России под названием Liberty), — продолжает Томас Хауш. — Compass и Patriot — это новый для нас и очень важный сегмент малых внедорожников, рассчитанный на передвижение по городу, спрос на которые растет во всем мире. Другое дело, нужен ли нам одновременно и Compass, и Patriot. Мы часто задавали себе этот вопрос, но маркетинговые исследования, как ни удивительно, показали, что 50 процентов наших покупателей однозначно предпочитают Compass и ровно столько же предпочитают Jeep Patriot. Почему? Потому что Patriot очень хорош для традиционных поклонников внедорожников, он выглядит брутально, как настоящий добротный джип. Но одновременно в сегмент легких внедорожников приходят новые покупатели. И для этих клиентов машина должна выглядеть спортивно, динамично и быть не в традиционной внедорожной стилистике. Именно таков Jeep Patriot. Иными словами, сейчас у каждого типа пользователя свои запросы, и мы стремимся под них подстраиваться».

Кстати, в России действительно соотношение покупателей Jeep Liberty (Patriot) и Jeep Compass составляет 50 на 50. По словам дилеров, первую модель покупают традиционные поклонники внедорожников, а вторую — люди, только недавно сидевшие за рулем среднего легкового автомобиля, среди которых, кстати, много женщин.

Что же касается планов Jeep непосредственно на российском рынке, то в ближайшее время эта марка намерена осуществить здесь еще более активное наступление. Представители марки признают, что прирост продаж в прошлом году всего на 300 с небольшим автомобилей (20%) выглядит весьма скромно на фоне общего роста российского рынка. «Автомобили Jeep очень подходят для России с ее суровым климатом и плохими дорогами. В ближайшее время мы намерены увеличить число дилеров в России с 24 до 75, — заявил в интервью “Эксперту” Майкл Манли, вице-президент по международным продажам группы Сhrysler. — Кроме того, мы хотим, чтобы в России существовало производство Jeep, хотя пока конкретные планы на этот счет мы еще не готовы представить».

Москва‑Берлин

У партнеров

    Реклама