
Виноваты ли диспетчеры
Комиссия только начала расследование столкновения гражданского Bombardier с военным вертолетом Sikorsky H-60 недалеко от аэропорта Вашингтона. Но президент США Дональд Трамп уже заявил, что ее можно было бы избежать, если бы диспетчер своевременно подсказал экипажу вертолета сделать отворот в сторону или изменить высоту. Трамп задал очень правильный вопрос. В ограниченном воздушном пространстве в районе посадки со стороны реки Потомак времени на исправление возможной ошибки может не хватить. В рассматриваемой ситуации просто убедиться в том, наблюдает ли пилот вертолета гражданский самолет, оказалось недостаточно. Тем более что всё происходило в темное время суток: американская столица и ее аэродром освещены огнями разной интенсивности, и вероятность возможной ошибки, оценки того, как экипаж вертолета наблюдает заходящий самолет, выше, чем, например, в светлое время суток.
Виноваты ли военные
Гражданские и военные пилоты использовали одно и то же воздушное пространство и находились на управлении у одного и того же диспетчера. Не думаю, что причина в том, что полеты на военном вертолете в мирное время в районе гражданского аэродрома могут отличаться от полетов гражданских воздушных судов. Но это был учебный полет, как сообщают американские СМИ. Может, его экипаж решал свои задачи, может быть, ошибся — на все эти вопросы должны найти ответы члены комиссии по расследованию авиационного происшествия.
Виновата ли кадровая политика
Нехватка диспетчеров — вопрос давний, но она сильно обострилась во время пандемии коронавируса. На сегодняшний день, по подсчетам Федерального управления гражданской авиации США (FAA), в стране не хватает около 3000 диспетчеров. Нехватка такого количества специалистов по управлению воздушным движением приводит к тому, что возникают переработки. Диспетчеры элементарно устают, причем это продолжается не первый год. С усталостью человек склонен тратить несколько больше времени на принятие решения, он может допускать ошибки, растет неудовлетворенность работой и т.д. Проблему решают, но такое количество авиадиспетчеров быстро не подготовишь.
Расследование происшествий — это глубокий и длительный процесс, в котором должны исследоваться не только вопросы труда и отдыха персонала, но и нормативные документы, состояние оборудования, здоровье, профессиональная подготовка, множество других тем. Специалисты, проводящие расследование, никогда не скажут «могло» или «не могло». Они сначала докопаются до сути, а затем предъявят результат своей работы, в котором будут указаны реальные причины происшедшего, а также рекомендации в отношении того, что необходимо предпринять или исправить, чтобы не допустить повторения аналогичной ситуации в будущем.
Почему происходят аварии в воздухе
В 21 веке уже произошло 25 случаев столкновения воздушных судов в воздухе по всему миру. Из них в США — 15. Если искать какие-то обобщения, то чаще всего столкновения в воздухе происходят между небольшими одномоторными самолетами, которые не находятся на управлении у диспетчера, а пилоты просто не видят друг друга. И поскольку таких частных самолетов больше всего в США, то и случаев столкновений там больше.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag