Интервью

В США не хватает 3000 авиадиспетчеров

Что могло привести к катастрофе самолета в Вашингтоне

В США не хватает 3000 авиадиспетчеров
Фото: Shawn Thew/EPA
Причины столкновения гражданского самолета и военного вертолета в зоне посадки аэропорта имени Рональда Рейгана предстоит выяснить специальной комиссии. Одной из причин может стать ошибка диспетчера, которых в США просто не хватает. Об этом «Эксперт» поговорил с генеральным директором Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергеем Мельниченко.
Сергей Мельниченко
Сергей Мельниченко

Виноваты ли диспетчеры

Комиссия только начала расследование столкновения гражданского Bombardier с военным вертолетом Sikorsky H-60 недалеко от аэропорта Вашингтона. Но президент США Дональд Трамп уже заявил, что ее можно было бы избежать, если бы диспетчер своевременно подсказал экипажу вертолета сделать отворот в сторону или изменить высоту. Трамп задал очень правильный вопрос. В ограниченном воздушном пространстве в районе посадки со стороны реки Потомак времени на исправление возможной ошибки может не хватить. В рассматриваемой ситуации просто убедиться в том, наблюдает ли пилот вертолета гражданский самолет, оказалось недостаточно. Тем более что всё происходило в темное время суток: американская столица и ее аэродром освещены огнями разной интенсивности, и вероятность возможной ошибки, оценки того, как экипаж вертолета наблюдает заходящий самолет, выше, чем, например, в светлое время суток.

Виноваты ли военные

Гражданские и военные пилоты использовали одно и то же воздушное пространство и находились на управлении у одного и того же диспетчера. Не думаю, что причина в том, что полеты на военном вертолете в мирное время в районе гражданского аэродрома могут отличаться от полетов гражданских воздушных судов. Но это был учебный полет, как сообщают американские СМИ. Может, его экипаж решал свои задачи, может быть, ошибся — на все эти вопросы должны найти ответы члены комиссии по расследованию авиационного происшествия.

Виновата ли кадровая политика

Нехватка диспетчеров — вопрос давний, но она сильно обострилась во время пандемии коронавируса. На сегодняшний день, по подсчетам Федерального управления гражданской авиации США (FAA), в стране не хватает около 3000 диспетчеров. Нехватка такого количества специалистов по управлению воздушным движением приводит к тому, что возникают переработки. Диспетчеры элементарно устают, причем это продолжается не первый год. С усталостью человек склонен тратить несколько больше времени на принятие решения, он может допускать ошибки, растет неудовлетворенность работой и т.д. Проблему решают, но такое количество авиадиспетчеров быстро не подготовишь.

Расследование происшествий — это глубокий и длительный процесс, в котором должны исследоваться не только вопросы труда и отдыха персонала, но и нормативные документы, состояние оборудования, здоровье, профессиональная подготовка, множество других тем. Специалисты, проводящие расследование, никогда не скажут «могло» или «не могло». Они сначала докопаются до сути, а затем предъявят результат своей работы, в котором будут указаны реальные причины происшедшего, а также рекомендации в отношении того, что необходимо предпринять или исправить, чтобы не допустить повторения аналогичной ситуации в будущем.

Почему происходят аварии в воздухе

В 21 веке уже произошло 25 случаев столкновения воздушных судов в воздухе по всему миру. Из них в США — 15. Если искать какие-то обобщения, то чаще всего столкновения в воздухе происходят между небольшими одномоторными самолетами, которые не находятся на управлении у диспетчера, а пилоты просто не видят друг друга. И поскольку таких частных самолетов больше всего в США, то и случаев столкновений там больше.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, Вчера 21:37
Как американско-украинское партнерство зарыли в недра
Мнения, 28 янв 11:15
Как формируется национальное лидерство в области ИИ
Мнения, 27 янв 19:58
Какую страну получил Дональд Трамп
Мнения, 24 дек 12:00
Прямые переговоры между Вашингтоном и Москвой — единственный эффективный формат
Свежие материалы
В поисках утраченной стабильности
Мнения,
Помогут ли досрочные выборы преодолеть поликризис в Германии
Как Китаю удалось ворваться в премиум
Авто,
Автомобильные предпочтения состоятельных россиян меняются на глазах
Союзники исчерпали ресурсы
Мнения,
Как американско-украинское партнерство зарыли в недра