Что такое "особая экономическая зона" в Калининградской области? Черная дыра, считают противники любых привилегий для отдельно взятых регионов. Испытательный полигон для взращивания российского экономического чуда, говорят другие. С одной стороны, в области произошла стабилизация промышленности, возросла деловая активность, регион привлекает иностранные инвестиции. С другой - все эти улучшения недостаточны и ненадежны, груз нерешенных проблем очень велик. Подробнее об этом "Эксперт" попросил рассказать президента Калининградской торгово-промышленной палаты Игоря Царькова.
- Игорь Вячеславович, как сказывается работа особой экономической зоны на промышленности региона?
- В первую очередь, промышленность стабилизировалась, возросла активность малого и среднего бизнеса. Сюда же можно добавить и привлечение иностранных инвестиций. Сейчас в области около полутора тысяч предприятий с иностранными инвестициями. Это лучший показатель по всей стране. Появились новые отрасли промышленности, в частности мебельное производство. Самые продвинутые - предприятие "Ульфат", которое делает мягкую мебель с использованием натурального дерева, ЧП Герасимчука, которое специализируется на изготовлении корпусной мебели.
Практически с нуля поднялась отрасль по производству современных строительных материалов. Создание предприятия по выпуску окон и дверей спровоцировало начало производства стеклоблоков из отечественного стекла. Появились предприятия, выпускающие металлочерепицу по новой для нас технологии. Продукцию они продают и в России, и за рубежом. Есть предприятия, выпускающие стройматериалы для фасадных работ, что очень актуально для нашей области, которая сейчас активно прихорашивается.
Из предприятий пищевой промышленности стоит сказать особо о рыбной компании "Станислав", построившей свой завод для переработки рыбы на берегу Калининградского залива, с причалом для захода рефрижераторов, собственным холодильником на две тысячи тонн рыбы. Предприятие готовится получить международный сертификат, подтверждающий высокое качество продукции и соответствие стандартам для выхода на внешние рынки.
- Среди людей со стороны бытует мнение, что наши новые производства - не более чем "отверточная сборка" из импортных комплектующих.
- Если речь идет об автомобильной сборке (проект "Автотора" и BMW), то это высокотехнологичное производство. Собирать ведь приходится около двухсот сорока различных деталей и готовую автомашину потом тестировать по международным стандартам. Тут, кроме отвертки, нужна еще масса механизмов. При сборке некоторых изделий, например телевизоров марки Thompson калининградской фирмой "Парус-2", используются и произведенные на месте электронные платы. Весь мир работает в кооперации.
Прямым подтверждением того, что предприятие действительно занимается собственным производством, является смена кода ТН ВЭД на конечный продукт. Как показала практика, изменение кода на уровне четвертого знака возможно только при серьезном производстве. Ведь два первых знака кода означают группу, два последующих - подгруппу, а дальше уже глубокая переработка. Наши предприятия начиная с элементарной сборки (первые опыты по производству простейшей мебели) с каждым годом усложняли технологический процесс, чтобы расширить номенклатуру и улучшить качество. Скажем, сегодня уже даже кожаные чехлы для мебели шьются в области. Эта операция считается основной для производства кожаной мебели.
Если говорить о перспективах, то мы подготовили что-то вроде подборки наиболее эффективных направлений для инвестиций в области. Это создание ориентированных на экспорт предприятий, производящих наукоемкую продукцию на основе передовых технологий. Надо заметить, что применение изношенного, загрязняющего окружающую среду оборудования даст только негативный эффект, поскольку выпущенная на нем продукция не только не выдержит конкуренции с западными аналогами, но даже не будет допущена на рынки развитых стран из-за несоответствия международным стандартам.
- Имеют ли товары, произведенные на территории особой экономической зоны, ценовое преимущество перед российскими?
- В ценовом аспекте говорить о конкурентоспособности наших товаров проблематично, поскольку до сих пор не работает статья закона, которая прописывает освобождение от НДС для субъектов особой экономической зоны. Мы освобождены от уплаты "иностранного" НДС на импортные сырье и комплектующие. Но если экспортерам из "большой" России возмещают НДС за импортные составляющие, то калининградским говорят: "Вам нечего возмещать, поскольку вы 'импортный' НДС не оплатили". И калининградский производитель, вывозя свой товар в Россию, платит НДС по полной программе - со всей стоимости готовой продукции. "Импортный" НДС плавно переходит во внутренний. Ставки одинаковые - те же двадцать процентов.
Этот момент не урегулирован в федеральном законодательстве. В Законе об особой зоне сказано, что при введении его в действие отменяются все подзаконные акты, регулирующие различные аспекты налогообложения. Но федеральный Закон о налоге на добавленную стоимость - не подзаконный акт, а закон прямого действия. И для того чтобы калининградские производители пользовались положенными льготами, нужно, ни много ни мало, внести изменения в федеральный Закон об НДС. А это уже компетенция депутатов Госдумы. Кстати, Адриан Пузановский, руководитель депутатской группы, проводившей закон об особой зоне в Калининградской области, признался, что депутатами была допущена явная недоработка. Этот закон должен был быть внесен на утверждение Госдумы вместе с пакетами изменений в законы об НДС, о валютном контроле, таможенном тарифе, тогда все было бы разложено, что называется, по полочкам. А так одно ведомство вправе не соглашаться с требованиями других.
- Почему западные инвесторы пока опасаются делать крупные инвестиции в Калининградской области?
- Инвесторов отпугивает "особенность" калининградской особой зоны. Практически каждый год совершаются попытки лишить область тех немногих льгот, которыми она пользуется как совершенно уникальный субъект Российской Федерации - анклав, отрезанный двумя иностранными государствами. Поэтому из тысячи четырехсот девяноста предприятий с различными долями иностранных инвестиций только около двух-трех десятков действительно заняты в производственной сфере.
Ни один регион России не сталкивается с такими проблемами транзита готовой продукции при отправке, какие приходится терпеть калининградским производителям. Литва и Белоруссия, например, установили сборы на экологию. Отличилось и родное российское МПС. Если до девяносто восьмого года перевозчик предлагал калининградским импортерам-экспортерам железнодорожный тариф на выбор - или внутренний, или международный, то сейчас взимает за транзит только по международному тарифу, который в четыре раза превышает внутренний. СП "Цепрусс" обращалось с жалобой на действия МПС в Антимонопольный комитет. Там признали действия МПС неправомерными, поскольку они основаны лишь на внутреннем, ведомственном, документе - телеграмме министра Николая Аксененко. Дальше "Цепрусс" в поисках правды не пошел, решив, что судиться с таким всесильным ведомством себе дороже. А ведь неприятное нововведение касается не только калининградских производителей, но и экспортеров готовой продукции, и получателей импортного сырья в других российских регионах. А это, увеличивая себестоимость отечественных товаров, разумеется, никак не способствует повышению их конкурентоспособности.
- Все же мнение о калининградской "черной дыре" основано на фактах. Ведь в область беспошлинно ввозится столько водки и сигарет, что каждый житель области включая стариков и детей ежедневно должен выпивать по бутылке водки и выкуривать по пачке сигарет.
- В Закон об особой зоне в Калининградской области изначально была заложена мина. Непонятно, почему в список товаров, беспошлинно ввозимых на ее территорию, попали и подакцизные товары - спиртное, табак, высокооктановый бензин. Это и привело к злоупотреблениям и преступлениям, которые вы, видимо, имеете в виду.
Впрочем, многие эксперты утверждают, что операции с этими подакцизными товарами практически не влияют на экономическую безопасность России, так как большинство этих товаров, ввезенных в область по импорту, тут же переправляются в сопредельные Литву и Польшу, где цены на них очень высоки. Все вопросы по "черной дыре" можно урегулировать с помощью обычного, но хорошо отлаженного таможенного надзора тех государств, куда эти товары ввозятся контрабандным путем. А если Калининградскую область лишат возможности беспошлинно ввозить подакцизные товары, на экономике области и жизненном уровне населения это никак не отразится. В убытке останутся контрабандисты. На одном из последних заседаний Союза промышленников собравшиеся пришли к единому мнению: отмена именно этих льгот будет для области благом, снизит уровень криминогенности в регионе.
Немало для закрытия "черной дыры" сделала и ТПП. В прошлом году Минюст зарегистрировал Порядок определения происхождения товара с территории особой экономической зоны в Калининградской области, который исправил неверную формулировку, ранее прописанную в Законе об особой зоне. В законе говорилось, что от ввозных таможенных пошлин освобождаются товары, ввезенные на территорию зоны. Пользуясь этой неверной с юридической точки зрения формулировкой, иногородние фирмы и физические лица стали предъявлять необоснованные требования на беспошлинный ввоз товаров. А новый документ определил, что данная льгота распространяется лишь на юридические лица и частных предпринимателей, которые зарегистрированы на территории области как субъекты зоны.
Интересно, что официальная регистрация Порядка дала и другой положительный эффект. Начала действовать еще одна статья Закона об особой зоне в Калининградской области, которая освобождает местных производителей-экспортеров от обязательной стопроцентной продажи валютной выручки. Для нас это стало благом, поскольку появилась возможность экономить огромные суммы на почти ежедневных операциях купли-продажи валюты. Ведь большинство калининградских предприятий работают на импортном сырье. Не потому, что не любят отечественное, а из-за высоких железнодорожных тарифов, установленных на территориях сопредельных государств, через которые нужно везти сырье. Они практически лишают калининградских производственников возможностей закупать российское сырье, и проблема покупки-продажи валюты актуальна у нас как нигде в России.
- Известно, что Торгово-промышленная палата подписала инициированное Союзом промышленников и предпринимателей Калининградской области обращение к представителю президента по Северо-Западу с просьбой сохранить Калининградское таможенное управление. Чем вы руководствовались в данном случае?
- Калининградская область - особая территория. Поэтому реорганизация Калининградского таможенного управления, при которой планируется подчинить его управлению по всему Северо-Западу, расположенному в Санкт-Петербурге, отрицательно скажется на хозяйственной деятельности резидентов области. Ведь в компетенцию таможенного управления входят корректировка таможенной стоимости товаров, поступающих в область для последующей переработки, определение режима ввоза-вывоза товаров, освидетельствование смены кода, регулирование транзита российских грузов, решение вопросов, связанных с проведением регулярных международных выставок, таможенный контроль и так далее. Если все эти вопросы будет решать только региональное управление в Петербурге, мы утратим оперативность, возрастут финансовые затраты участников внешнеэкономической деятельности, а интерес западных инвесторов к открытию производств в области подвергнется дополнительному испытанию.
Калининград