В 1999 году мукомольная отрасль вышла в лидеры питерской промышленности. У нее самые высокие зарплаты в городе, высокая динамика прибыли и объемов реализации, очень неплохая рентабельность.
За рубежом рентабельность производства на мукомольных предприятиях - в среднем 2-3%. Наши пошли гораздо дальше. В минувшем году рентабельность "Комбината имени Кирова" составила 14,5, Петербургского мельничного комбината - 15, "Невской мельницы" - 7,8%.
Как сообщили "Эксперту" в комитете по экономике и промышленной политике администрации Санкт-Петербурга (КЭПП), объем производства круп в Петербурге по отношению к уровню 1990 г. вырос в 3,3 раза, муки - на 42,9%.
Хорошие показатели питерских мукомольных предприятий обусловлены целым рядом причин. "Мы выгодно выделяемся на общероссийском фоне, - говорит генеральный директор Петербургского мельничного комбината Михаил Валов. - В стране прилично оснащенных мельниц мало, питерские - оборудованы прекрасно. "Комбинат имени Кирова" прошел полное техническое перевооружение в начале 90-х годов. На нашем комбинате изначально, с 1983 года, стоит оборудование швейцарской фирмы "Буллер".
Кроме того, на руку мукомолам сыграло изменение структуры потребления продуктов питания. За последние годы среднедушевое потребление мяса снизилось вдвое, потребление же макарон, круп, хлеба значительно возросло.
Три названных выше предприятия пока практически безраздельно властвуют на огромном рынке, который составляют 7 млн потребителей - жители Петербурга и Ленинградской области.
Помогаем, контролируем...
На официальном уровне декларируется, что отношения города и мукомольных предприятий складываются обеим сторонам на радость и возможностей контроля у власти вполне достаточно. "Да, это частные предприятия, но они находятся на нашей земле, и мы следим за тем, чтобы их действия совпадали с интересами города", - отмечает начальник отдела товарных ресурсов комитета по потребительскому рынку администрации Санкт-Петербурга Людмила Демидова. По словам зампреда КЭПП Николая Широкова, не видно, чтобы мельницы имели неоправданные затраты, завышали рентабельность. "Что касается возможностей контроля, то мукомолы хорошо понимают, - говорит Широков, - что им не с руки с нами ссориться. Если б нам не удавалось находить общий язык, городу пришлось бы выкупать пакеты акций в тех или иных мельничных производствах или же создавать собственное предприятие. Частники потеряли бы значительную часть рынка".
Впрочем, главный рычаг влияния на мучной рынок, отмечают чиновники, - закупки зерна, осуществляемые городом. "Весной в стране резко, на 50-70%, подорожало зерно, - говорит Людмила Демидова. - В то же время цены на муку в Петербурге поднялись только на 11, на хлеб - на 20%. Это - следствие целенаправленной политики города в области ценообразования, результат того, что он держит закупки зерна в своих руках. Примерно треть зерна, имеющегося в Петербурге, завозится государственной Петербургской продовольственной корпорацией".
Действительно, Петербургская продовольственная корпорация ежегодно завозит 150-200 тыс. тонн зерна. В условиях хронически низких урожаев, собираемых в России с 1995 года, это позволяет не допускать зерновой дефицит в городе и, соответственно, сглаживать скачки цен.
Пользуясь давними связями с администрациями и хозяйствами зернодобывающих регионов, Продкорпорация осуществляет закупки по минимальным ценам. Краснодар этим летом отпускал ей пшеницу старого урожая (новый только-только начинает поступать на рынок) чуть дороже 3 тыс. рублей за тонну - при среднерыночной цене в 4 тыс. с лишним. Максимальная наценка, которую может установить сама корпорация за свой товар, не может превышать 3%. Частные операторы рынка зерна, действующие в Петербурге, вынуждены ориентироваться на ее цены и не продают комбинатам пшеницу существенно дороже.
Любовь без взаимности?
Мукомольные предприятия, однако, оценивают городское участие в делах иначе, чем чиновники. "Наши цены город не контролирует, потому что по закону не имеет такого права, - утверждает председатель совета директоров Петербургского мельничного комбината Александр Аладушкин. - Что касается помощи, мы ощущаем ее со стороны Продовольственной корпорации, но при чем здесь город? Это федеральная структура, созданная Минсельхозпродом и работающая на федеральные деньги. Есть еще кредиты для мельниц под одну треть ставки рефинансирования Центробанка (0,8% в месяц), которые выделяет опять же федерация, а распределяет город. Мы, например, получили такой кредит в размере 5 милионов рублей. Смешная сумма, если учесть, что месячный объем реализации комбината 60 миллионов рублей. Заметьте, что когда после августа 1998 года губернатор Владимир Яковлев попросил не поднимать цены на муку, городские мельницы выполняли его просьбу в течение полугода, за счет чего понесли солидные убытки. Получается любовь без взаимности. Сказать, что город участвует в делах отрасли недостаточно, было бы непростительно мягко - никакого участия просто нет. Все ограничивается бесконечными совещаниями. Вот Лужков в Москве действительно контролирует цены на муку - так он и снабжает мукомолов на муниципальные средства дешевым зерном".
Генеральный директор "Невской мельницы" Игорь Косачев осветил проблему так: "Последний раз правительство города выделило предприятию кредит при бывшем мэре Анатолии Собчаке, в 1995 году. Нам тогда дали 17,8 млн рублей на закупку регионального зерна. Этого хватило лишь на пять суток работы комбината. Правительствам Петербурга и Ленинградской области необходимо создать региональный фонд зерна - иметь запас на три месяца, то есть примерно на 140 млн рублей. Такой фонд позволил бы стабилизировать цены на муку в регионе. В настоящее время город и область эти вопросы не решают".
По словам мельников, тот факт, что Москва активно поддерживает свои предприятия, а Петербург - нет, создал для них в этом году серьезные проблемы.
Москва штурмует рынок
Сами мельницы отмечают, что текущий год оказался для них менее удачным, чем прошлый: рентабельность производства снижается.
По данным Петербургкомстата, за первое полугодие 2000 года в мукомольной промышленности произведено продукции на 1,5 млрд рублей, что на 3,4% больше, чем в соответствующий период 1999 года, а год назад рост к предыдущему периоду составлял 126,8%. По нашим сведениям, официальная рентабельность у "Комбината имени Кирова" в 2000 году снизилась до 10,8%, у Петербургского мельничного - до 6,1%.
Мукомолы утверждают, что причина ухудшения показателей - сложная ситуация со сбытом, которую спровоцировали иногородние конкуренты, прежде всего - московские. Крупные столичные производители муки - такие, как Четвертый мельничный комбинат и комбинат "Сокольники", - пошли на штурм петербургского рынка. В городе появились крупные партии муки по демпинговым ценам. Разница составляет 200-300, а то и больше рублей с тонны.
"Понятно, что финансовые возможности Москвы несопоставимы с питерскими, - говорит Александр Аладушкин. - Там зерно для мельниц закупается из целевых фондов правительства Лужкова. В результате цены складываются так, что даже с учетом затрат на доставку в Петербург московская мука получается конкурентоспособной. Более того: на данном этапе москвичей вообще не волнует, получат ли они выручку от продажи товара в Питере. Мы знаем, что один из столичных мелькомбинатов, отдавая муку оптовикам, говорит: "Обратно мы ее у вас не заберем, она нам не нужна. Удастся продать - вернете нам деньги, нет - и Бог с ним". Идет внедрение на рынок любыми средствами, и бороться с этим будет крайне сложно.Сегодня Москва пришла сюда со своим товаром и деньгами, завтра - приведет в Петербург торговые сети, системы дистрибуции".
Мельники подчеркивают, что входят в число крупнейших налогоплательщиков города. Столичная экспансия приведет к росту налоговых поступлений в бюджет Москвы и серьезным потерям бюджета Петербурга. Заметим, что проблемы с демпингом - правда, в меньших масштабах - возникали и раньше. Предприятия и их партнеры - например, представители Петербургской продкорпорации - обращались к губернатору с предложением взять контроль над ситуацией. Предложения сводились к следующему: если кто-то искусственно занижает цены на муку - он должен внести демпинговую разницу в городской бюджет. Ни раньше, ни сейчас город вмешиваться не захотел.
Что же теперь предпримут городские мелькомбинаты?
Дело рук самих утопающих
Представители Петербургского мельничного назвали целый ряд методов конкурентной борьбы, которыми собираются воспользоваться, в том числе политических.
Александр Аладушкин: " Если мы убедимся, что московское правительство дотирует усилия своих производителей по созданию проблем на нашем рынке, - обратимся к питерским эмигрантам, которые успешно обустроились в столице. Не просто же так они там сидят".
Игорь Косачев отметил, что "Невская мельница" противопоставляет иногородним поставкам "более эффективную работу с целью выработки более дешевой муки". Кроме того, по мнению экспертов, она, как и "Комбинат имени Кирова", применит старое доброе средство - личные связи с хлебозаводами. Проще говоря, мукомольные гиганты настоятельно порекомендуют хлебопекам не брать "чужую" муку.
Еще одним методом противостояния конкурентам станет расширение ассортимента продукции. Логика ясна: если со сбытом муки возникают проблемы - значит, надо активнее подбирать под себя другие сегменты рынка. Кроме того, увеличение загрузки предприятия ведет к снижению издержек и росту общей рентабельности.
Так, "Невская мельница" планирует на ближайшее время строительство нового цеха площадью в 1500 кв. м - насколько нам известно, этот цех связан с производством кондитерских изделий, - а также крупяного завода.
Петербургский мельничный комбинат реализует два больших проекта. Во-первых, он, совместно с заводом "Арсенал", монтирует на своей мельнице два экструдера для производства сухих завтраков. Комбинат намерен использовать в завтраках зародыш зерна, что сделает их более полезными, чем мюсли иностранного производства. По словам Михаила Валова, первые партии питерских мюсли должны появиться в продаже уже осенью. Стоимость проекта - около 5 млн рублей. Второй проект Петербургского мельничного - по выпуску макаронной крупки - принципиально дороже: он оценивается в 5-8 млн долларов. Сейчас идет разработка технической документации, а производство стартует осенью следующего года.
Будет передел?
Если производство мюсли никак не мешает остальным питерским монополистам, то выпуск макаронной муки серьезно затронет интересы "Невской мельницы".
На позиции "Невской мельницы" повлияет и активизация ОАО "Выборгский комбинат хлебопродуктов". Зимой компания "Росзернопродукт", родственная Петербургскому мельничному комбинату, начала скупку акций выборгской мельницы и к сему дню скупила примерно 20%. В планах компании - усилить присутствие продукции областного комбината на петербургском рынке, который производит в том числе и ржаную муку.
К тому же в мучной отрасли Петербурга запахло переделом собственности. У "Комбината имени Кирова" и "Невской мельницы" вопросы собственности не решены. Основные акционеры предприятий - трудовые коллективы, а это значит, что, по сути, комбинаты не принадлежат никому. Учитывая привлекательность мукомольного производства, такое положение не может длиться вечно. По мнению экспертов, у крупных московских структур, начавших экспансию на петербургский рынок, в ближайшее время появится желание "съесть" одну из двух местных мельниц. К примеру, Четвертому мельничному комбинату такая операция вполне по силам.
Рынок есть рынок
Поскольку речь идет о таком насущном продукте питания, как хлеб, очень важен ответ на вопрос: не пострадает ли потребитель? К сожалению, ответ не радует. Приход иногородних конкурентов может даже - не сразу, конечно - вызвать рост цен на хлеб. Ценовую политику предприятий, зарегистрированных, к примеру, в той же Москве, питерские власти регулировать никак не смогут. Понятно, что сегодняшний демпинг москвичей не более чем маленькая военная хитрость: если они сумеют захватить значительную часть петербургского рынка, то получат возможность диктовать цены. И, как можно предположить, не самые низкие. Вспомним приход в Петербург Черкизовского комбината с его колбасами и копченостями. Сначала цены не слишком отличались от тех, что устанавливал успешный в те времена "Самсон". В конце концов петербургское предприятие уступило значительную часть рынка, где Черкизовский немедленно образовал более дорогую ценовую нишу. А ведь на старте, пока "Самсон" был в силе, качество и цены обоих мясокомбинатов, как говорится, коррелировали, и покупатель выбирал, исходя из нюансов ассортимента и собственного вкуса.
"Черкизовский" играл честно. Нет оснований подозревать в недобросовестности и московских мукомолов. А если они пользуются помощью московского правительства, то правы абсолютно. Суть бизнеса - развиваться и выходить на новые рынки. Со взглядами на конкуренцию у москвичей все нормально. У петербургских же их коллег есть перекосы. Например, давить на хлебозаводы, чтоб не брали чужую муку - прием несимпатичный: а если хлебозаводу сегодня выгоднее так, а не иначе? Душить, право же, надо конкурентов, а не контрагентов. Тем более, что запас прочности у питерских мукомолов есть. Приведенные в начале статьи показатели рентабельности показаны предприятиями в официальной отчетности. Однако, по оценкам экспертов, реально она порой превышала 17-процентную предельную норму, установленную Минсельхозпродом для мельниц, и достигала 20% с лишним.
Но, может быть, петербургской администрации тоже стоит включиться в соревнование с московским правительством по части усиления протекционистских мер для собственных производителей? Риск подорожания продукта первой необходимости тогда снизится, да и местные предприятия почувствуют себя увереннее.