Селекция через кредиты

Заемные средства помогли встать на ноги многим малым предприятиям

Пять с лишним лет назад в Санкт-Петербурге стартовали масштабные программы Инвестиционного фонда США - Россия (TUSRIF) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по поддержке малого бизнеса. За это время TUSRIF вложил в развитие малых предприятий Петербурга примерно 9 млн долларов, ЕБРР - около 48 млн. Кредитование осуществляется через российские банки. Процент, который платит малое предприятие за пользование ссудой, иностранный донор и российский банк-партнер делят приблизительно пополам.

С точки зрения финансистов опыт оказался успешным: почти все деньги, вложенные в малый бизнес, вернулись с прибылью. По словам вице-президента Инвестиционного фонда США - Россия Ильи Карасева, возвратность кредитов в Петербурге составила около 92% - это выше, чем при осуществлении подобных программ в США.

Остается выяснить, какой эффект получила от реализации программ региональная экономика.

Капля в море

По экспертным оценкам, доля малых предприятий в объеме промышленного производства Петербурга составляет 8% и примерно 15% - в объеме регионального валового продукта. В то же время, по данным Леонтьевского центра, в большинстве европейских стран малые предприятия производят 50-53% ВВП (в Германии - все 60%). Ни одному иностранному фонду, или даже нескольким фондам, не под силу поднять на ноги целый сектор экономики. И то количество ссуд, которое выдали международные доноры, просто не могло вызвать макроэкономических перемен. В рамках программы TUSRIF за все годы прокредитовано около 350 фирм, по программе ЕБРР - 2000, но только 340 из них получили "длинные" инвестиционные деньги (остальным предоставлены так называемые микрокредиты - они даются на срок до 6 месяцев для пополнения оборотных средств). На фоне 109 тыс. предприятий малого бизнеса, действующих по данным Петербургкомстата в городе, это капля в море.

Воспитание привычки

В задачу TUSRIF и ЕБРР входило оказать косвенное влияние на экономическую и социальную среду. Получилось ли это?

Прежде всего международные доноры приучили российских банкиров обращать внимание на малый бизнес. До появления программ банки с этим сектором не работали и не собирались работать. "Вплоть до 1996 года нам приходилось преодолевать скепсис, преобладавший в среде банковских менеджеров по отношению к небольшим предприятиям, - вспоминает Илья Карасев. - Первые кредиты, предоставленные в рамках нашей программы - на 5 тысяч долларов, - воспринимались как забавная нелепость, ведь ссуды меньше 500 тысяч долларов никто и близко не рассматривал... Постепенно сомнения исчезли, и сейчас перспективность кредитования малых предприятий осознало большинство банков".

Мало приучить работать - надо еще научить. Международные программы дали банкирам инструментарий, необходимый для грамотного кредитования. Именно TUSRIF и ЕБРР ввели в практику российских финансовых институтов рассмотрение бизнес-планов и современные математические методы анализа проектов.

Число банков-участников кредитного похода множится. Если первые годы Европейский банк вел свою программу в Петербурге только через "Петровский", то теперь к нему прибавился КМБ-банк, учрежденный ЕБРР специально для обслуживания малого бизнеса. В свою очередь, TUSRIF раньше работал только с "Балтийским", а теперь сотрудничает также с Инкасбанком и Санкт-Петербургским банком реконструкции и развития.

Для банков участие в программах - это, прежде всего, возможность осуществлять кредитные операции "чужими" деньгами и с минимальным риском. Кроме того, они таким образом обеспечивают себе постоянных клиентов - после получения ссуды предприятие, как правило, становится партнером банка на долгие годы.

Банковские кредиты - не панацея

Объемы вложений в Петербурге со стороны международных доноров будут увеличиваться. TUSRIF добавил к программе поддержки малого бизнеса лизинговый проект. Основными заемщиками в рамках проекта являются все те же малые предприятия. За текущий год будет выдано "лизинговых" кредитов на сумму около 1,5 млн долларов, а в следующем году - примерно в пять раз больше.

ЕБРР новых проектов пока не затевает, но серьезно развивает существующие. "За первое полугодие текущего года мы выдали столько же кредитов, сколько за весь 1999 год, - отметил в беседе с "Экспертом" представитель Европейского банка по фонду поддержки малого бизнеса Харальд Наймайер. - То есть объемы кредитования растут и будут расти дальше".

Как бы, однако, ни росли объемы, это все равно не решит проблему финансирования малого бизнеса в масштабах Петербурга. За пределами международных программ отношение банкиров к малым предприятиям остается весьма прохладным. Как справедливо заметила начальник отдела развития малого бизнеса банка "Петровский" Наталья Алексеева, собственными средствами малый бизнес в городе не кредитует практически никто: "Это очень рискованные и трудоемкие операции - требуется раз в две недели проводить мониторинг бизнеса предприятия, тщательно проверять залоги (нередко случалось, что фирма предоставляет один и тот же залог при получении ссуд в нескольких банках), и большинство наших коллег идут на них крайне неохотно. Гораздо выгоднее и спокойнее ссужать деньги крупным заводам".

Да и в бизнесе банков - участников программ поддержка малых предприятий не составляет решающей доли. Например, в "Петровском" ссуды этому сектору составляют 6% от общего кредитного портфеля, в Санкт-Петербургском банке реконструкции и развития - 3,3%.

Таким образом, предоставленные кредиты - исключение, подтверждающее правило: в принципе, банковский бизнес не предназначен для финансирования небольших фирм. "Одно только требование ликвидного залога отсекает 80% петербургского малого бизнеса, - утверждает Ирина Снисаренко, президент корпорации прямых инвесторов, которая была основана в ноябре прошлого года и включает порядка десяти инвестиционных компаний. - Большинство малых предприятий, особенно начинающие, подходящих залогов не имеют. Впрочем, я хорошо понимаю резоны банков, и нельзя от них требовать слишком многого: за рубежом малый бизнес финансируется, в основном, через государственные программы и венчурные фонды".

По первому пункту все ясно: государственных денег не будет. Что касается венчурного финансирования, то надежды на его появление теоретически имеются. Питерская корпорация прямых инвесторов, которая общается как с крупными зарубежными венчурными фондами, так и с российскими инвестиционными компаниями, отмечает интерес тех и других к проектам малого бизнеса. Как быстро интерес обернется реальными вложениями, неизвестно, но работать в этом направлении стоит.