Заморские иллюзии

Москва, 27.11.2000
«Эксперт Северо-Запад» №20 (27)
В Санкт-Петербурге прошла выставка "Авто и автомеханика"

И ностранные автопроизводители пока не знают, как завоевать российский рынок. Такой вывод можно сделать, побывав на выставке "Авто и автомеханика", прошедшей в середине ноября в Санкт-Петербурге. Петербургские автомобильные выставки отличаются от столичных тем, что здесь представляют свою продукцию только фирмы, заинтересованные в динамичном развитии на рынке. Выставки, проходящие в Москве, имеют общероссийский масштаб, и фирмам, рассчитывающим захватить часть российского авторынка, необходимо обозначать на них свое присутствие. Совсем другая ситуация с региональными выставками. Петербургская "Авто и Автомеханика" ориентирована только на Северо-Западный регион, результаты сбыта в котором можно назвать более чем скромными. Поэтому те компании, которые принимают участие в петербургских автовыставках, используют их не для обозначения своего присутствия, а в качестве инструмента стимулирования продаж. В противном случае выставка приносит лишь неоправданные расходы.

Проигнорировав прошедшее не так давно "Московское международное мотор-шоу", большинство автомобильных компаний, тем не менее, связывают с российским рынком определенные надежды и потому сочли необходимым присутствовать в Петербурге.

На стендах большинства компаний правили бал автомобили экономичного класса (Renault Megane, Peugeot 406, Opel Vectra, Volkswagen Golf, Ford Focus). До сих пор автогиганты делают ставку именно на этот сегмент рынка, продажи в котором составили к концу третьего квартала 2000 года 78% от всего числа проданных в России иномарок. Особый интерес выставке придавали впервые представленные в Петербурге спортивного характера седан Volvo S60 и стильный представительский Peugeot 607, а также роскошный Jaguar XK8. И если последний был представлен без особой надежды на массовый спрос, то изысканный Peugeot 607 был продан прямо на выставке, что не позволило огромному числу желающих подержаться за его руль, обтянутый белой кожей.

Удивило отсутствие на выставке компаний Mitsubishi Motors, Mazda Motors и Audi, а также корейских производителей. Отсутствие Mazda и Audi объяснить корпоративной политикой нельзя, так как их партнеры (Ford и VW соответственно) представили свои автомобили. Нерешительность также не может быть оправданием, так как и Mazda, и Audi ведут достаточно агрессивную политику на рынке и стремятся развернуть петербургский рынок в свою сторону. Отсутствие корейцев тем более странно. Сегодня они являются лидерами продаж и лишняя засветка своей продукции им бы не повредила, особенно ввиду того, что крупных рекламных компаний на текущий момент они не проводят. Возможно, это первая ласточка окончания корейской экспансии под напором автомобилей из Европы, таких как Opel, Renault и Peugeot.

На выставке можно было лично поговорить с ответственными представителями General Motors, Peugeot, Volvo, Ford и Volkswagen, на которых возложено управление делами компаний в России. В разговоре с журналистами они выражали радужные надежды на захват весьма значительных долей рынка, суммирование которых дает цифру, сильно превышающую 100%. Основная ставка при этом делается на автомобили Golf-класса, хотя очевидно, что в сегодняшних экономических условиях машина, цена которой превышает 15 тыс. долларов, не может стать бестселлером в России. Сборка в Елабуге немецкой Opel Vectra не сделала машину доступнее и вряд ли позволит компании завоевать планируемые 40% в этом сегменте рынка. В модельном ряду Opel есть еще более дешевые Astra и Corsa, которые скорее подошли бы для захвата рынка. Упрощенная версия Corsa собирается и предлагается на близких российскому рынках Бразилии (под именем Chevrolet) и Китая (Buik).

Peugeot избрала для завоевания российского рынка модель из более перспективного класса, но явно недооценивает конкурентов. Мсье Ален Пино доволен, реализовав в России меньше полутора тысяч машин к ноябрю, и не считает конкурентом компанию Daewoo, ссылаясь на то, что корейский автопроизводитель стал банкротом. Он, видимо, просто не знает, что большинство крупнейших российских автопроизводств годами пребывают в подобном финансовом положении и занимают при этом около 90% рынка страны. Они-то и порадовали тем, что точно знают, чего от них хотят клиенты: новых моделей и как можно дешевле. В Петербурге впервые официально показали ВАЗ "Калину", похожую сразу на всех "корейцев"; новая "Нива" привлекла больше внимания, чем Volvo S60, а "Волга" радовала чиновничий взгляд округлыми формами. И они найдут спрос, несмотря на зазоры в палец толщиной и скрипучий салон. Потому что в России до сих пор престижнее иметь "Волгу" в самой богатой комплектации, чем цивилизованный европейский седан. Так что у иномарок впереди большая работа. Над имиджем и ценами.

Санкт-Петербург

Последний выдох "Peugeot"

Начальник подразделения отдела стран Восточной Европы компании Peugeot мсье Ален Пино считает, что Daewoo им не конкурент.

- Скажу по секрету, сегодня компания Daewoo признана банкротом. Что касается Renault Clio Symbol - это турецкая машина, в Европе она не продается. Качество не то. Другое дело Peugeot - эта машина собирается во Франции.

До октября мы продали в России 1125 автомобилей. 60% от этого числа приходится на модель Peugeot 206. До конца года мы надеемся довести объемы продаж до 1500 автомобилей. Это около 3% российского рынка новых иномарок.

- Peugeot 206 предлагается только с кузовом хетчбек. Почему нет седана и универсала?

- Маленький автомобиль должен оставаться маленьким. Peugeot 206 - это компактный городской автомобиль. Большой багажник к нему все равно не пристроишь. Это можно сделать только в ущерб задним пассажирам. Зачем портить то, что так органично получилось?!

- Каковы планы компании Peugeot относительно сборки автомобилей в Росии?

- Да, мы обсуждали возможность сборки автомобилей Peugeot с несколькими российскими предприятиями. Я, к сожалению, сейчас еще не могу говорить об этом открыто.

У партнеров

    «Эксперт Северо-Запад»
    №20 (27) 27 ноября 2000
    Новгородская область
    Содержание:
    Реклама