Финны проспали рынок

25 декабря 2000, 00:00
  Северо-Запад

Одна из крупнейших пищевых компаний Финляндии Saarioinen OY (ее оборот в 1999 году составил 1290 млн финских марок) закрывает свое российское отделение - ЗАО "Саариойнен СПб". Правда, компания сохранит присутствие на российском рынке, так как реализация продукции будет передана местным дистрибьюторам, а в Москве останется представительство, обеспечивающее координацию их действий и рекламную поддержку.

Тем не менее реально следовало бы говорить не о реструктуризации, а о последовательном отступлении. Причем источником проигрыша Saarioinen OY стал даже не кризис, а пренебрежение западных владельцев к местной конъюнктуре. Так, например, ЗАО "Саариойнен СПб" было, вероятно, единственной компанией в Петербурге, не пересмотревшей валютные оклады сотрудников после августа 1998 года. Когда же год оказался убыточным, то в целях экономии были уволены... практически все торговые агенты. Разумеется, это не могло избавить от убытков. Русские менеджеры ЗАО "Саариойнен СПб" считают, что "особый путь" был ошибкой. "Финны снизили активность и дотировали нас в надежде на стабилизацию, а теперь устали и закрывают ЗАО", - говорят они.

Но руководство компании не прислушивается к мнению местных менеджеров. В результате, несмотря на то, что последний рабочий квартал стал прибыльным и продажи показали тенденцию к росту (более 15% за год), решение о закрытии "Саариойнен СПб" не было отменено.

Аналогичным образом был произведен и выбор дилеров, к которым переходит бизнес Saarioinen. Как говорят в петербургском офисе, "некоторые клиенты сожалеют, что теперь им придется получать нашу мясную продукцию от фирмы "Кволити Продактс"". Однако при выборе партнера использовался лишь один критерий - чтобы фирма имела отделения в Петербурге и Москве. Исследования возможности работы с другими компаниями не проводились, а рекомендации местных сотрудников игнорировались.

Кстати, менеджер по работе с розницей "Кволити Продактс" Константин Фетисенков подтвердил, что его фирма в результате ухода финнов действительно усилит позиции на рынке. "Часть магазинов, покупающих товары Saarioinen, раньше с нами не работала. А Saarioinen сможет сэкономить на штате, реализуя свою продукцию", - сказал он. Главной причиной, по которой дилером была выбрана "Кволити Продактс", Фетисенков полагает то, что "президенты фирм - давние партнеры и друзья".

Случаи подобного провального менджмента на российском рынке не единичны для западных компаний. В ситуации с Saarioinen есть один занятный штрих: российские сотрудники утверждают что само руководство считает местный рынок достаточно перспективным и хотело бы сохранить петербургское отделение, но не может договориться с акционерами...

Санкт-Петербург