Люди цифр

Журнал "Северо-Запад" и газета "Деловой Петербург" провели совместное исследование личностных характеристик и потребительских предпочтений питерских финансистов.

"Хотя финансовая служба компании сама по себе ничего не производит, однако именно она обеспечивает весь процесс функционирования бизнеса", - писало в свое время одно из авторитетнейших в мире экономических изданий, журнал Businessweek. Эти же слова можно отнести и к людям, олицетворяющим названные службы, т. е. к финансистам. Спору нет, финансы все же вторичны по отношению к реальному производству, но без них нельзя представить современной развитой экономики.

Сторож или переводчик?

Так кто же такой финансист? Интересно определил функции своего главного финансиста в разговоре с корреспондентом "Эксперта С-З" генеральный директор одного весьма преуспевающего предприятия: "Он (финансист) должен сидеть на мешке с деньгами и стараться никому ничего не давать, ну а изредка этот мешок перетряхивать, чтобы там деньги не плесневели".

Другой подход к понятию "финансист" формулируется исходя из того положения, что финансы - это язык бизнеса, позволяющего общаться людям разных специальностей. Понятно, что в современном мире практически каждый в какой-то мере должен понимать этот язык. Однако именно финансисты, обеспечивая связь всех сфер деятельности компании, позволяют направить усилия различных подразделений на решение общей задачи. Словом, работу финансиста можно сравнить и с работой переводчика, который приводит действия и решения коллег к общему знаменателю.

Ну и наконец, не забудем нехитрое определение, которое мы также применяли для отбора объектов нашего исследования: финансист - это человек, управляющий финансовыми операциями какого-либо лица или организации.

Процедурный вопрос

Все приведенные выше определения в большей степени относятся к профессиональным задачам и навыкам специалистов по финансам. Мы же решили сосредоточиться на социологическом портрете этой группы людей, создать образ идеального финансиста.

Созданная специально для этой цели рабочая группа из представителей редакций газеты "Деловой Петербург" и "Эксперта

С-З" отобрала наиболее известных сотрудников крупнейших питерских компаний, которые непосредственно занимаются контролем и управлением финансовыми потоками. Одновременно мы обратились к десяти известным в городе бизнесменам (уровень - совладельцы компаний, входящих в Топ 100 предприятий Северо-Запада) с просьбой составить свой список наиболее авторитетных финансовых менеджеров города. В конце концов, из полученного общего списка редакции выбрали 50 финансистов-финалистов (уровень - финансовые директора, заместители гендиректора по экономике и т. д.).

Каждому финансисту из представленной группы была разослана единая для всех анкета. Из 50 человек 40 согласились ответить на наши вопросы. На основе этого опроса мы и попытались дать некий общий портрет питерского финансиста. Особо хотелось бы отметить, что наш отбор, естественно, носил субъективный характер, а потому мы специально предостерегаем наших читателей от того, чтобы считать эту выборку неким исчерпывающим рейтингом или топом. Мы отдаем себе отчет, что многие читатели нашего журнала могли бы добавить в наши списки своих - весьма достойных! - кандидатов. И все же нам кажется, что исследования на основе полученной нами выборки в разумных пределах репрезентативны.

Молодой, образованный мужчина

Если постараться вспомнить списочный состав студентов, обучавшихся экономическим специальностям в советских вузах, то на первое место выходит одно обстоятельство: большинство из них относились к прекрасной половине человечества, т. е. советская экономическая наука имела женское лицо. Прошло не так много времени, и посмотрите, какие разительные перемены - в нашем списке финансистов большинство (80%) составляют мужчины.

Понятно, что подавляющая часть этой группы - люди молодые, их средний возраст 36 лет. Разница между самым старым и самым молодым участником исследования составила 29 лет. Большинство же относится к возрастной группе до 30 лет.

Большая часть наших респондентов получила высшее образование в петербургском ФИНЭКе, сравнительно недавно набравшем популярность у мужской части населения - именно это высшее учебное заведение стало кузницей кадров для 29 процентов опрошенных нами финансистов. Вуз, еще в 1991 году выпускавший чуть более 600 молодых специалистов, а сейчас более полутора тысяч, стал одной из наиболее престижных в городе бизнес-школ.

Более 60% из опрошенных нами специалистов имеют профильное образование по экономической специальности. Значительна доля и тех, кто имеет два высших образования или закончил аспирантуру (по 10% соответственно). Примечателен тот факт, что 23% респондентов имеют специальность инженера, и значительная их часть в дальнейшем получила второе высшее экономическое образование.

С уверенностью можно сказать, что профессия финансиста не является наследственной или семейной. Лишь 6,4% опрошенных родились в семье экономистов. У большинства же родители - инженеры и преподаватели (38,5% и 12,8% соответственно). Так что в большинстве случаев мы имеем дело с людьми, которые сделали себя сами (что называется, self-made man).

Просвещенный трудоголик

В опросном листе респондентам предлагалось расставить по местам главные качества, которыми должен обладать финансист. На первое место среди качеств финансиста респонденты поставили универсальность (61%), на второе - образованность (39%), на третье место большинство поставило личные связи (39%). Скрупулезность и молчаливость (черты, по мнению большинства обывателей, присущие финансистам) были отнесены респондентами на последнее место. Что только подтверждает тот факт, что профессия финансиста в обывательском сознании ассоциируется с accountants, т. е., переводя дословно, со счетоводами, и предполагает совершенно другой набор личностных характеристик и профессиональных навыков.

Подавляющее большинство опрошенных (83%) довольны своей профессией, удовлетворены статусом, который она им дает (85%), и не желают менять направления своей деятельности. И это при том, что у 100% финансистов обычный рабочий график намного превышает отмеренный КЗОТом часовой рабочий день. Так, у 88% респондентов рабочий день длится 9-12 часов, а 10% работают свыше 12 часов в сутки.

По мнению всех опрошенных, хороший финансист должен получать от тысячи до пяти тысяч долларов, при этом четверть (26%) опрошенных выразили мнение, что финансист должен зарабатывать свыше 5000 долларов в месяц. 83% отметили, что к зарплате необходим еще и годовой бонус, размер которого может составлять несколько окладов, а может превышать и 200 тысяч долларов. Стоит отметить, что 18% участников опроса поставили размер бонуса в зависимость от прибыли, а 15% высказались за связь размера бонуса с результатами своей работы. Заметим, что на вопрос об удовлетворенности сегодняшней зарплатой большинство (45%) ответило утвердительно.

Среди финансистов наблюдается высокая трудовая миграция: за последние семь лет 50% финансистов меняли работу один или два раза, а некоторые три раза и чаще. Наиболее частая причина перехода на новое

место - заманчивые перспективы карьерного роста. При этом наблюдается существенный отток высококлассных специалистов из финансовых компаний и банков в предприятия реального сектора экономики. Заработавшая промышленность оказалась способна предоставить этой группе людей конкурентоспособные условия работы, и туда немедленно потянулись профессионалы.

Не курим, но выпиваем

В одежде финансисты оказались весьма разборчивы. Те 20% женщин, которые попали в когорту финансистов, предпочитают индивидуальный пошив одежды. Интересно другое: мужчины тяготеют к покупке готовой одежды и значительные позиции (20%) здесь имеет российский ФОСП. Лидер в среде петербургских финансистов - HUGO BOSS - вырвался лишь на 3% вперед от петербургского конкурента. Весьма значительна доля Zegna - 16%, немного отстают Brioni (8%) и Pal Zilleri (5%). Zegna и Brioni быстро приближаются к немецкому лидеру. Задел, созданный в предыдущие годы, стремительно тает, при том, что итальянские портные располагают лишь по одному магазину, а Hugo BOSS гораздо активнее развивает розничную сеть.

Похожая ситуация складывается и в связи с автомобильными предпочтениями наших респондентов. Большая часть автомобилей, на которых передвигаются финансисты по Петербургу, собраны за границей (71%), как правило, в Германии (36%) или Швеции (24%). Среди марок лидерство удерживают Mercedes и Volvo (по 21%). Пошатнуть сложившееся на протяжении уже многих лет status quo стремится марка Audi, которой отдают предпочтение 7% финансистов. Попадаются и экзотичные марки, как французский Citroen, а вот "корейцев" не жалуют - еще одно подтверждение очевидного факта: преуспевающему русскому важен не только комфорт, но и престиж марки. Тут же, впрочем, выясняется, что существенная доля финансистов (29%) пользуются российскими автомобилями- треть финансистов предпочитают не выделяться из общей массы россиян.

Несмотря на все разговоры о том, что сигарета помогает сосредоточиться, 75% финансистов не курят. Из спиртных напитков большинство предпочитает красные вина (33%) и водку (30%). Коньяк и виски употребляют соответственно 18% и 5% опрошенных. Особых преференций в рассуждении алкоголя не имеют 20% опрошенных.

Но уж если пить, так в подходящей обстановке. 19% респондентов отдыхают в ресторане "Старая таможня", 15% выбирают "Талеон", по 11% - у "Подворья" и "Голливудских ночей", а пивной ресторан "Тиньков" в чести у 7% опрошенных. 40% не имеют определенных пристрастий. Значительная доля престижных ресторанов говорит о стремлении подчеркнуть высокий социальный статус данного слоя общества.

Санкт-Петербург