Политический вопрос

Заработная плата работников социальной сферы стала камнем преткновения при разработке бюджета Карелии на 2002 год

Парламентарии Карельской Республики должны были 1 октября получить проект республиканского бюджета на будущий год. К этой дате правительство Карелии подготовило два варианта основного финансового закона республики. Однако ни один из них не был представлен для обсуждения в Законодательное Собрание. На закрытом заседании правительства команда нынешнего главы Карелии Сергея Катанандова решила попросить депутатов перенести на месяц срок внесения в парламент бюджета-2002.

В плену обещаний

Собственно, это был единственный выход из той весьма щекотливой ситуации, в которой оказалось республиканское правительство. Один из проектов бюджета Карелии на будущий год был подготовлен без учета объявленного президентом страны повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. Таким образом, правительство предложило бы депутатам принять закон, изначально не работающий. В другом проекте, согласно обещанию вице-премьера российского правительства Валентины Матвиенко, бюджетникам предполагалось увеличить заработную плату в 1,89 раза. Но в этом случае карельские власти сознательно пошли бы на обман населения, поскольку зарплата работников социальной сферы отняла бы 80-90% расходной части бюджета, и ни республиканская, ни местная казна попросту не вынесли бы такой нагрузки. Между тем, на федеральном уровне к 1 октября никакого законодательного акта о повышении жалованья бюджетникам так и не приняли.

Поэтому карельское правительство охотно согласилось со своим давним оппонентом, председателем комитета по экономической политике Палаты Республики Законодательного Собрания Александром Чаженгиным, который предложил не торопиться и перенести срок внесения основного финансового закона республики в парламент, с тем чтобы дождаться принятия федерального бюджета во втором чтении, а уж после того, как станет известна сумма финансовой помощи регионам, на реальных цифрах рассчитать бюджет Карелии на будущий год.

Однако глава местного правительства не смог обойтись без эффектного заявления. Выйдя из зала заседаний, он сообщил ожидавшим его журналистам, что карельские власти выполнят свое обещание перед работниками бюджетной сферы о "резком" увеличении их зарплаты с 1 января 2002 года, даже если соответствующее решение не будет принято на федеральном уровне. "Правительство сократит все затраты, но бюджетников мы не бросим", - сказал Сергей Катанандов.

Какие статьи расходов и без того скромной карельской казны готовы сократить республиканские власти, председатель правительства уточнять не стал. Но очевидно, что собственных ресурсов для "резкого" повышения зарплаты бюджетникам в будущем году у Карелии нет.

По словам Александра Чаженгина, для того чтобы выполнить обещание увеличить жалованье работникам социальной сферы в 1,89 раза, потребуется 1 млрд 400 млн рублей, причем половину этой суммы необходимо найти непосредственно в Карелии. Увеличить республиканский бюджет на 700 млн в будущем году, скорее всего, невозможно. Для этого рост карельской экономики должен составить около 20%. Однако, по прогнозу республиканского министерства экономики, в следующем году в республике ожидается увеличение физических объемов промышленного производства и валовой продукции сельского хозяйства всего на 2% по сравнению с нынешним годом.

"Заявление главы правительства Карелии носит, скорее, политический характер, - заметил Александр Чаженгин. - Другое дело, что республика может взять на себя обязательство увеличить заработную плату работникам бюджетной сферы на большую сумму, чем федеральный центр. Но эту позицию придется отстаивать в Москве, чтобы получить дополнительную финансовую помощь, и это будет очень сложно".

Латание дыр

Вопрос о зарплате бюджетников для правительства Сергея Катанандова был изначально политическим. Его команда сумела стабилизировать выплату жалованья медикам и педагогам республики: не случайно весь текущий год республиканское правительство усиленно боролось с перманентно возникающими в разных районах Карелии задержками зарплаты работникам бюджетной сферы. И этот факт нынешние карельские власти всегда приводят в качестве примера своих заслуг.

По словам начальника отдела местных бюджетов Минфина республики Елены Антошиной, заработная плата работникам бюджетной сферы за сентябрь пока выплачена на 50%. Из 19 городов и районов Карелии полностью жалованье получили лишь бюджетники Костомукши, Кеми и Кондопоги. Четыре территории имеют незначительную задолженность - Сегежа, Лахденпохский, Муезерский и Олонецкий районы. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в Калевальском и Пряжинском районах, где не выплачена зарплата за август (149 тыс. руб. и 108 тыс. руб. соответственно). Однако министр финансов республики Александр Колесов считает это явление временным и говорит, что к концу года задолженность перед работниками социальной сферы в районах будет ликвидирована благодаря ссудам из республиканской казны.

Одной из веских причин долгов перед бюджетниками Александр Колесов назвал умышленное снижение прибыли некоторыми градообразующими предприятиями. Это обстоятельство отрицательно влияет на исполнение всего республиканского бюджета-2001. Видимо, не лучшим образом будут обстоять дела и в будущем году.

Доходы карельской казны формируются сегодня главным образом за счет двух налогов - подоходного и налога на прибыль. В связи с тем, что с 1 января 2002 года в стране значительно снижается налог на прибыль, в министерстве экономики Карелии прогнозируют в будущем году уменьшение поступлений по этой статье в размере 700-900 млн рублей, что, несомненно, усложнит формирование доходной части республиканского бюджета. Значительные потери ожидают карельскую казну и от введения единого налога на добычу полезных ископаемых, который отменяет отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Тем не менее, в Минфине Карелии считают, что доходная часть бюджета будет сформирована на уровне нынешнего года. Местные власти надеются на небольшой рост всех экономических показателей республики, а также на увеличение реальных доходов населения региона, которое, по прогнозам карельского правительства, должно составить около 4%.

Кроме того, как сообщил министр экономики Карелии Иван Шурупов, в целях частичной компенсации потерь республиканского бюджета правительство намерено отменить ряд неэффективных налоговых льгот и постепенно увеличить ставку налога на имущество для налогоплательщиков, пользовавшихся льготами.

К тому же в связи с изменением налогового законодательства карельские власти рассчитывают на увеличение трансфертов из федерального бюджета. К слову сказать, в текущем году общая величина помощи республике из центра должна составить около 1 млрд 95 млн рублей (в том числе дотации из Фонда поддержки регионов - 508,6 млн рублей, а различные субвенции и субсидии - 581,8 млн). По словам Александра Колесова, средства федерального бюджета перечисляются в Карелию в полном объеме и своевременно.

Обиженная столица

Несмотря на то, что проект республиканского бюджета карельские законодатели пока не видели, уже сейчас можно предположить, что его обсуждение в парламенте республики будет проходить не менее драматично, чем в прошлом году. Практически на всех заседаниях межведомственной комиссии по формированию бюджета-2002 наиболее острым вопросом было согласование объемов бюджетного финансирования республиканских министерств и ведомств. Не меньшей сложностью отличалось и разрешение разногласий по межбюджетным отношениям между органами государственной власти и местного самоуправления. Достаточно сказать, что еще на стадии подготовки первого варианта бюджета Карелии на 2002 г. органы местного самоуправления предлагали уменьшить прогнозируемые доходы в бюджеты всех уровней на общую сумму в 123 млн рублей. Общая же сумма разногласий по министерствам и ведомствам республики оценивалась в 400 млн.

Баланс межбюджетных отношений был нарушен в Карелии год назад, когда республиканская власть сконцентрировала в своих руках большую часть средств карельской казны. В правительстве это обстоятельство объясняют перераспределением налогов в пользу федерального центра, а также существенным изменением структуры республиканского бюджета: теперь в нем учитываются деньги Дорожного фонда, детские пособия, финансирование различных категорий льгот. Что же касается упреков в несправедливом распределении бюджетных средств, Александр Колесов подчеркивает, что финансовая политика карельских властей основана на стандартах и нормативах, применяемых ко всем городам и районам республики, а потому исключает субъективизм и несправедливость в бюджетных отношениях.

Однако такая постановка вопроса удовлетворяет далеко не всех глав местного самоуправления. Наиболее яростным критиком существующих межбюджетных отношений стал мэр Петрозаводска Андрей Демин. Он считает, что столица Карелии в основном формирует доходную часть республиканского бюджета, поэтому реальные потребности города значительно выше тех средств, которые полагаются карельской столице по существующим стандартам и нормативам.

В Минфине тезис о том, что "республика обирает столицу", считают голословным обвинением. По данным этого ведомства, расходы всех уровней бюджета в Петрозаводске значительно превышают сумму, которую город зарабатывает. Так, в прошлом году столица Карелии заработала 1 млрд 635 млн руб., а расходы составили 2 млрд 487 млн руб. Аналогичная ситуация сложилась и в нынешнем году: за I полугодие доходы города составили 963 млн руб., а расходы - 1 млрд 394 млн руб.

Как утверждают в Минфине Карелии, отчисления Петрозаводска в федеральный и республиканский бюджеты значительно меньше расходов, осуществляемых этими бюджетами на территории города. В целом соотношение расходов местного бюджета по отношению к общим расходам Петрозаводска - менее одной трети. Какие суммы будут заложены в бюджет 2002 года, пока неизвестно, однако администрация карельской столицы уже заверила жителей Петрозаводска, что приложит все усилия, чтобы защитить интересы горожан при обсуждении главного финансового закона республики.

Это вам не балансы считать

Говоря о стратегии республиканского бюджета на 2002 год, министр финансов Карелии подчеркнул, что правительство республики будет продолжать финансовую политику, выработанную в 1998 году, суть которой - в "создании условий для нормального функционирования бюджетной сферы при максимально возможном финансовом обеспечении принятых республиканских социальных нормативов".

Однако главный оппонент министра Александр Чаженгин относится к этой стратегии весьма скептически. "На самом деле в отношении обоих вариантов республиканского бюджета нельзя вообще употреблять такие понятия, как бюджетная политика или бюджетная стратегия, - сказал Александр Чаженгин. - В этих проектах нет ни цели бюджета, ни реализации насущных проблем республики. Пока все обсуждаемые правительством варианты направлены, прежде всего, на латание дыр в казне. Никаких стратегических идей - как, например, решение проблемы жилищно-коммунального хозяйства республики или инвестирование экономики - в проектах бюджета нет".

Наконец, если бы у правительства Карелии был бы четкий механизм или собственные ресурсы для реализации главной стратегической цели бюджета 2002 года - "резкого" повышения зарплаты работникам социальной сферы, - проект основного финансового закона республики был бы внесен в карельский парламент вовремя.

Петрозаводск