Борьба за человека

Петербургские банкиры пока не готовы предложить населению по-настоящему широкий выбор услуг

Розничный рынок банковских услуг в настоящее время пребывает в странном положении. С посткризисным исчезновением высокодоходных финансовых инструментов банки перестали нуждаться в коротких деньгах частных вкладчиков. Часть банков сознательно отказалась от работы на этом рынке, другая, хотя и сохраняет ритейл, не желая лишиться своих наработок, терять кадры, инфраструктуру для работы с розничными продуктами и отлаженные технологии, но рассматривает его не более чем некое побочное, не основное направление бизнеса.

Стратегия вместо тактики

Тем не менее, многие банкиры продолжают считать ритейл стратегически важным элементом в работе своего финансового учреждения. Однако, судя по той неагрессивной маркетинговой политике, которой придерживается большинство питерских банков, в частности, предпочитающих рекламировать марку банка, а не его предназначенные для частных лиц продукты, розничное направление как основа бизнеса для финансистов - дело будущего. Причем будущего весьма отдаленного.

По нашему мнению, такое прохладное отношение к ритейлу со стороны банкиров имеет две основные причины. Во-первых, безусловное внерыночное конкурентное преимущество на массовом рынке банковских услуг для частных лиц, которое имеет Сбербанк. Конкурировать с государственным гигантом, изначально имевшим широчайшую сеть филиалов, который к тому же обладает госгарантиями по вкладам, заведомо сложно. Во-вторых, розничный бизнес связан с колоссальными стартовыми инвестициями, срок окупаемости которых составляет от 5 до 20 лет. Если учесть, что, например, в Промстройбанке срок окупаемости для вновь создаваемого филиала определен в два года, то понятно, что вложения в розничные продукты заведомо проигрывают в своей привлекательности альтернативным вложениям. Играя в свои "большие" игры, банки, как любые эффективные субъекты рыночной экономики, проявляют свой законный рыночный "эгоизм" и не желают вкладываться в сектор, не обеспечивающий быстрой отдачи.

Но коммерческие банки, не соревнуясь со Сбербанком на рынке массового частного клиента, стремятся занять наиболее привлекательную нишу обслуживания так называемого среднего класса, который хотя и не столь многочислен, но зато более заинтересован в финансовых услугах.

Стабильный бизнес

К среднему классу финансисты относят всех сколько-нибудь состоятельных людей, потребляющих, соответственно, относительно широкий спектр банковских услуг. Владелец "зарплатной" пластиковой карты, приходящий в банк только обменять валюту, в эту категорию не попадает. По данным Промстройбанка, сегмент среднего класса в Петербурге можно оценить как 300-400 тыс. человек. Благодаря относительной экономической стабильности и росту благосостояния населения эта социальная группа постоянно расширяется.

Однако доля вкладов физических лиц ни в одном из петербургских банков, за исключением Северо-Западного банка Сбербанка России, не превышает 30% от размера их пассивов. Например, в славящемся своими ритейловыми технологиями "Петровском народном банке" вклады физических лиц составляют 27% привлеченных коммерческих пассивов. При этом в 2001 году рост суммарного остатка на счетах частных клиентов составил 24% (всего в "Петровском НБ" на 1 октября остаток по рублевым вкладам физических лиц составил 613 млн руб., по валютным - 530 млн руб.).

Относительно устойчивая экономическая ситуация 2001 года стимулировала интерес вкладчиков как к рублевым, так и к валютным вкладам. Дополнительный и очень существенный толчок для развития ритейлового банковского бизнеса дало введение единой ставки подоходного налога. Банкиры сразу заметили положительные изменения. Организации стали отказываться от выдачи зарплат в конвертах, доходы потребителей стали переходить в легальное поле. В ПСБ объем привлеченных от населения средств с начала года увеличился более чем на 70%. Доля бизнеса петербургского филиала "Автобанка", связанная с обслуживанием частных клиентов, за последние два года выросла с 3 до 15%. Ныне у банка 8 тысяч клиентов, сделавших срочные депозитные вклады, общий остаток на счетах составляет более 146 млн рублей.

О приросте средств частных вкладчиков говорят практически все банки. При этом любые достижения частных кредитных учреждений в абсолютных цифрах не идут ни в какое сравнение с достижениями лидера рынка по работе с физическими лицами - Северо-Западного банка Сбербанка. Им привлечено 33 млрд рублей средств индивидуалов. Далее со значительным отрывом следуют ОАО "Промышленно-строительный банк" (2,8 млрд руб.), "Менатеп СПб" (2,1 млрд руб.), "Петровский народный банк" (1,8 млрд руб.) и "Балтийский банк" (1,2 млрд руб.). Общий объем вкладов частных лиц в банки, входящие в Ассоциацию коммерческих банков Петербурга, на 1 июля нынешнего года составил около 44 млрд рублей.

Чтобы хоть как-то нивелировать преимущество Сбербанка, обеспеченное госгарантиями по вкладам для граждан, коммерческими банками Петербурга был создан "Санкт-Петербургский фонд гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках" - единственное в России такого вида учреждение. В настоящее время советом учредителей и попечительским советом фонда принято решение о распространении гарантий на банковские вклады пенсионеров-жителей Санкт-Петербурга в возрасте от 60 лет и старше.

По мнению аналитиков ПСБ, обострение борьбы на городском рынке финансовых услуг для частных лиц в основном будет происходить за счет более активного развития петербургских филиалов московских банков, а также прихода на отечественный рынок новых иностранных банков. Заместитель директора местного филиала "Автобанка" Андрей Пряхин считает, что "среди конкурентов на этом рынке в Петербурге нужно выделить прежде всего Сбербанк, ПСБ, "Балтийский банк" и "Петровский народный банк", которые благодаря широкой сети отделений и филиалов и наработанной клиентской базе занимают прочные позиции на региональном рынке. Обращают на себя внимание "Альфа-Банк" и "Менатеп СПб", но в большей степени своими огромными финансовыми затратами, направленными на привлечение клиентуры. Причем затраты эти кажутся мне неадекватными возможному эффекту, да и возможностям рынка в целом".

Заместитель управляющего петербургским филиалом "Альфа-Банка" Дмитрий Цымляков действительно говорит о серьезных инвестициях в разработку новых продуктов для частных лиц. В частности, по его словам, в 2002 году "Альфа-Банк" планирует предложить эффективные банковские услуги кредитования физических лиц. При этом господин Цымляков признает, что разработка подобных технологий требует решения колоссального количества вопросов юридического, законодательного, финансового и технологического характера.

Услуги до востребования

В конкурентной борьбе за средний класс банки могут использовать не так уж много средств. Спросом пользуется комплексность, скорость и качество обслуживания. Естественно, важна репутация банка. Для частных клиентов она во многом определяется ответами на вопросы, как долго существует банк и как он выполнял свои обязательства во время кризиса. Одним из возможных преимуществ является широкий спектр услуг, в частности, наличие различных схем кредитования. В 1997 году ПСБ предложил услугу потребительских кредитов физическим лицам под поручительство предприятий - клиентов банка. В прошлом году банк начал программы ипотечного жилищного кредитования и кредитования на покупку автомобилей. Пока, однако, объем кредитов, выданных по новым программам, невелик. Тем не менее благодаря более многочисленным кредитам, выданным под поручительство корпоративных клиентов, руководство ПСБ считает это направление перспективным и весьма доходным. Сейчас банк разрабатывает новые кредитные услуги, которые будут представлены в конце этого или начале следующего года.

Как уже говорилось, по этому же пути идет "Альфа-Банк", новые кредитные схемы готовится предложить и "Петровский НБ". По словам заместителя председателя правления банка Анатолия Бирюкова, сейчас ведется разработка системы ипотечного кредитования и кредитования на покупку иномарок. Стремясь привлечь новых частных клиентов, банки создают свои особые проекты по обслуживанию физических лиц. Например, аккредитив для расчетов за недвижимость ("Альфа-Банк"), комплексные банковско-страховые пакеты ("Автобанк"), программу кредитования покупки новых автомобилей Renault ("Райффайзенбанк Австрия"). ПСБ стремится в каждом своем отделении предложить клиентам полный спектр услуг, вплоть до сейфовых ячеек, и разрабатывает систему обслуживания через Интернет.

Несмотря на яркую положительную динамику и рост количественных показателей, рынок банковского обслуживания физических лиц в качественном отношении все же мало меняется. Сложные банковские продукты по-прежнему мало востребованы частными клиентами. Рассчитывать на значительные изменения не позволяют консерватизм и инертность рынка услуг для физических лиц. Наиболее популярными услугами остаются различные срочные вклады. Относительно высок интерес к денежным переводам, кредитам на приобретение жилья и автомобилей, аренде индивидуальных сейфов. Однако банки не всегда обладают соответствующими механизмами.

Выгодным бизнесом мог бы быть процессинг оплаты коммунальных услуг, но практически все такие платежи исторически проводятся через Сбербанк. "Преобладание простейших сервисов в объеме продаж частным клиентам вполне соответствует сегодняшнему уровню развития рынка", - считает Андрей Пряхин. С ним согласен Дмитрий Цымляков: "Разработка кредитного продукта для ритейлового клиента и крупного корпоративного клиента требует сопоставимых трудозатрат, что делает кредитование физических лиц или нерентабельным, или высокорискованным".

Тем не менее, банки видят реальные перспективы рынка обслуживания частных клиентов и стремятся уже сегодня если не реально активно работать на этом направлении, то хотя бы застолбить себе место. Банки понимают, что розничный бизнес требует своих специальных технологий, методик, специально обученного персонала, в конце концов, даже специфической архитектуры и организации офиса. Многие банки говорят о разработке различных пакетов услуг, стремясь угодить разнообразным вкусам среднего класса. В целом же перспективы развития розничного бизнеса будут, естественно, определяться общей экономической ситуацией в стране. Дальнейшая стабильность, снижение процентных ставок и цен на финансовые услуги обеспечат доверие и повышение интереса частных лиц к всей гамме банковских продуктов.

Санкт-Петербург