Находясь на пороге Евросоюза, Литва опаздывает с выполнением одного из важнейших условий интеграции - обеспечением свободного передвижения капиталов. И конституция, и законы Литвы ограничивают свободную куплю-продажу земли сельскохозяйственного назначения только кругом физических лиц - граждан страны, право это не распространяется на юридических лиц, муниципалитеты и на иностранцев, что прямо противоречит 43, 44 и 56-й статьям Амстердамского договора 1997 года. 15 ноября пакет законопроектов, включающий поправки к 47-й статье литовской конституции, снимающие упомянутые ограничения, был наконец представлен сейму.
Два аргумента
В начале 90-х, когда принималась конституция и законы, определяющие путь аграрной реформы, победу одержали противники продажи земли иностранцам и другим хозяйствующим субъектам (кроме граждан страны).
Важнейший аргумент - прежде чем либерализовать рынок земли, необходимо закончить реформу. Под реформой, объявленной в 1991-м, в Литве понимается реституция - восстановление прав собственности граждан на отнятые у них советской властью землю, лес, водоемы и помещения. Она тянется уже десять лет и все еще не завершена (по нашим сведениям, реституция осуществлена примерно на 77%). В такой позиции есть логика: нельзя продавать землю до тех пор, пока не улажены вопросы землеустройства, связанные с возвратом собственности.
Есть и второй аргумент: нельзя снимать ограничения, поскольку в случае либерализации рынка купли-продажи сельхозугодий земля, скорее всего, превратится в объект хищнических спекуляций.
Пафос противников "продажи родины" сыграл решающую роль в 1996 г., когда сейм попытался в очередной раз принять поправки к конституции. В результате вопрос был решен менее чем наполовину: иностранцам позволили покупать литовскую землю исключительно несельскохозяйственного назначения и только с правом ее использования не в аграрных целях. Практически это означало, что в основном поправка коснулась города, а именно продажи участков под жилую застройку или хозяйственные объекты.
Землю крестьянам
Для разработки конституционной поправки и нескольких сопровождающих ее законов была создана парламентская комиссия во главе с вице-спикером. Разработчики оказались в сложной ситуации: с одной стороны, на них оказывают сильнейшее давление аграрники, с другой - сроки вступления в ЕС (2004 год).
В этой ситуации была предложена формула "переходного периода", связывающая распространение права купли-продажи сельхозугодий на иностранцев с датой приема в ЕС. До этого его будут иметь не только литовские физические лица, но и самоуправления. Это значит, убеждает глава комиссии по разработке пакета вице-спикер Витянис Андрюкайтис, что пока не пришли зарубежные толстосумы, литовские инвесторы должны успеть обзавестись своей землей. При этом в проекте размер свободного рынка ограничен членством стран в ЕС, НАТО и ОБСЕ. Кроме того, продажа конкретного участка возможна лишь в том случае, если на него нет заявки со стороны бывшего собственника.
По словам советника министра сельского хозяйства Пятраса Алекнавичюса, главную тревогу вызывает превращение земли в объект спекуляций. Во избежание этого подготовлен временный закон, в котором предусматривается несколько "противоядий", например: от физического лица требуется наличие либо юридически оформленного хозяйства, либо квалификационное удостоверение на готовность фермерствовать; если приобретается участок не менее 10 га, его владелец должен переселиться на место жительства близ него; юридическое лицо получает право на покупку сельхозугодий лишь в том случае, если за последние два года его доходы от аграрной деятельности составляли не менее половины всех доходов (это не распространяется на самоуправления, а также банки и кредитные учреждения).
Кроме того, в законе есть шесть приоритетов на первоочередность приобретения земли. Например, предпочтение отдается соседу по участку, совладельцу, хозяину, имеющему двухгодичный опыт работы на земле.
Дискутируется также вопрос об ограничении размеров приобретаемых участков (для физических лиц это 150-300 га, для юридических лиц в зависимости от категории - от 300 до 2000 га).
Сомнения
И тем не менее аграрники не приняли проект еще на дальних подступах к сейму. В марте в Вильнюсе состоялся грандиозный крестьянский съезд, на котором президента Адамкуса освистали, как только он заикнулся о земельных поправках. "Крестьяне останутся с носом, потому что у них нет денег", - считает президент сельхозпалаты Йонас Рамонас. И как ни заклинает глава департамента по делам Европы Пятрас Ауштрявичюс поспешить, надежда на то, что пакет законопроектов проскочит горнило сейма до нового года, невелика. Аграрники, например, уже пригрозили, что будут добиваться проведения референдума. А его итоги непредсказуемы: недавно агентство Spinter провело опрос 500 человек об их отношении к поправке к 47-й статье. Позитивные и негативные мнения разделились: 31,9% и 34,2%. Притом опрос проводился только в больших городах. Как знать, какими будут результаты, если провести его по всей Литве, где 32% населения - крестьяне?
Вильнюс