Живы растаманы

Культура
Москва, 04.03.2002
«Эксперт Северо-Запад» №9 (70)
На юбилейном концерте БГ продемонстрировал завидную жажду жизни

"Аквариуму" исполнилось тридцать. Праздничный тур, совмещенный с презентацией нового альбома "Сестра хаос", открылся в Петербурге на большой арене "Юбилейного". Казалось бы, совсем недавно прогрессивное человечество широко отмечало тридцатилетний юбилей The Rolling Stones, внутренне недоумевая, какое отношение имеет столь внушительная дата к гуттаперчевому Мику Джаггеру и отвязному Кейту Ричардсу. Эпоха молодежного бунта внедрила в массовое сознание образ вечной молодости его героев, а индустрия популярной музыки законно взяла его на вооружение.

Русский рок не стал исключением, как бы того ни хотелось любителям его пресловутой аутентичности. Закаленный сопротивлением истеблишменту, он превратился в почтенную и высоко оплачиваемую профессию. Подкралось и время торжеств в честь его долгожителей.

Площадка, выбранная "Аквариумом", оказалась уместной не только в силу своего названия. Ее параметры позволили звукорежиссеру создать оптимальное звуковое пространство: никакой агрессии, никакого принуждения, только приглашение к соучастию. Восторженный рев встретил маэстро, припозднившегося на свои плановые полчаса. Облаченный в штаны, усеянные орнаментом в виде комильфотного fuck, БГ издалека предстал мужчиной средней дородности и без явных признаков увядания. К делу приступил без лишних околичностей, пустившись в путь из Калинина в Тверь и с ходу раскатав звуковую волну, организованности которой могла бы позавидовать любая заезжая знаменитость.

Впрочем, устоявшийся в последнее время состав нового "Аквариума" уже не удивляет, а только радует качественной реанимацией классических хитов. Обильные клавишные Бориса Рубекина, то цитирующие наивное "электричество" 60-х, то тяготеющие к раскатистой акустике, вступают в насыщенный диалог с постоянно солирующей скрипкой Андрея Суротдинова. Эффектное впечатление производит ритм-секция - традиционно сильный элемент электрического "Аквариума" со времен Петра Трощенкова и Александра Титова. Плотная, но не стиснутая квадратами манера барабанщика Альберта Потапкина порой вплотную приближается к хард-року, что лишь в последнюю очередь связано с выбором ударной установки фирмы Ludwig, хранящей память о Джоне Бонэме из Led Zeppelin. Разнокалиберная перкуссия добавляет оттенков в ритмическую палитру; бас сшит без излишеств, как строгий, то есть очень дорогой, костюм. Чувствуется, что музыканты дорожат своим лидером и друг другом.

Отлаженная работа концертной машины - это компенсация прежнего дефицита. БГ наверстывает то, что было когда-то невозможно по объективным причинам. Отсюда такая страсть и изощренность в аранжировках, такая неподдельная искренность в преподнесении старого материала. Сбалансированный звук и сдержанно театрализованный свет сообщают выступлению вкусную выпуклость, характерную для высокооплачиваемых звезд, чье положение стабилизировалось настолько, что они могут расслабиться, не теряя драйва и обаяния. Для затравки БГ щедро расстреливает обойму всегда желанных, хотя и не антикварных композиций. "Боже, храни полярников" сменяется плотным ритм-энд-блюзом "Немого кино", который стушевывается и уступает дорогу совершенно неузнаваемой в новой подаче "Аделаиде". Эта звезда нечасто показывается на концертах "Аквариума", тем более в оркестровке а-ля Pink Floyd.

Представление январского релиза "Сестра хаос" почти в точности повторило порядок песен в студийном исполнении. Можно без труда опознать тяготение нового альбома к регги в его различных вариациях. "Аквариум" всегда чтил этот ямайский стиль, однако здесь ощутимо коллекционерское стремление выжать из него максимум возможного. Отсюда некоторая самодостаточность ряда вещей, на фоне которой особенно рельефно выступают откровенные удачи. К ним относятся, например, такие разные вещи, как жесткофактурный "Брат Никотин", отдающий сыростью Питера Тоша, и ладно скроенные, солнечные "Растаманы из глубинки". БГ резонно решил не вдаваться в новорожденные ямайские дебри и после трогательного дуэта со специальным гостем Дживаном Гаспаряном, исполнившим партию дудука в балладе "Северный свет", возвестил о том, что началась вторая половина шоу, предназначенная для тех, кто пришел оживить в душе прошлое "Аквариума".

Хрестоматийные вещи, порой исполняемые с неожиданной жесткостью, не уставали удивлять: сильнее всего подействовали яростная блюзовая кода в "Железнодорожной воде" и уверенный негритянский уклон в "Не стой на пути у высоких чувств". Барышни в зале пришли в смятение и уже были готовы срывать с себя одежды, как мэтр резко, но опять-таки планово удалился. О юбилейном пафосе мероприятия напомнила мемуарная часть, которая окончательно вынула душу из собравшихся. "Вперед, Боддисатва, вперед!" пульсировал призыв покойного Майка, в свое время превратившего блюз в часть петербургской культуры. А уж когда на сцену пулей вылетел Олег Гаркуша, подстегиваемый собственным днем рождения, запланированным на следующий день в "Зоопарке", повскакали даже самые респектабельные обитатели трибун и сообща поддержали карнавальное безобразие. В качестве мини-апофеоза к компании присоединился Рикошет из когдатошнего "Объекта насмешек". Подключив наконец-то ранее отсутствовавшую гитару, он на удивление свежо интерпретировал ляпинские соло в "Вавилоне" и "Небо становится ближе".

Юбиляр убедительно продемонстрировал завидную жажду жизни. Преобладание мажорной тональности не смогли затмить даже тексты нового альбома, открывающегося знаменательной фразой: "Пятьсот песен - и нечего петь". БГ демонстрирует обратное, его новые вещи сплетаются со старыми: "Пока живы растаманы из глубинки, Вавилону не устоять".

У партнеров

    Реклама