Каждый город склонен гордиться своей индивидуальностью, но Мурманск, без натяжки, мегаполис особый. Он был и остается самым крупным заполярным городом мира со всеми вытекающими из этого преимуществами и проблемами.
Мысль о необходимости укрепить стратегическое положение России на Европейском севере, построив порт в незамерзающем месте Баренцева моря (из-за теплых вод Гольфстрима), зародилась еще в 70-х годах XIX века. Но из-за дороговизны и трудоемкости проект начали осуществлять лишь в 1916 году, протянув "начерно" железнодорожную ветку и заложив город Романов-на-Мурмане. Через годы будущий город сменил имя на нынешнее.
Незамерзающий выход в североевропейские моря, биологические ресурсы Баренцева моря и разнообразные полезные ископаемые Кольского полуострова были необходимы Советскому государству не меньше, чем царской России. Эпоха экономических реформ подвергла сомнению необходимость комплексного развития "северов", ранее казавшуюся аксиомой. Тем не менее нынешний мэр Олег Найденов, руководящий городом уже 10 лет, уверен, что развитие Мурманска - для страны задача стратегической важности.
- В начале 90-х годов с легкой руки Егора Гайдара широкое распространение получило утверждение, что освоение "северов", в том числе и Мурманской области, целесообразно вести исключительно вахтовым методом. Как вы расценивали подобное ноу-хау?
- Категорически с ним не согласен. На этот счет есть авторитетные исследования, в том числе и ученых Кольского научного центра РАН, - наука отнюдь не поддержала мнение политика. Я могу говорить по данному вопросу еще и как вице-президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера. Опыт показывает, что где-то на самом севере Сибири вахтовый метод, вероятно, возможен и приемлем. Но это ни в коей мере не относится к Мурманску, согреваемому Гольфстримом, имеющему надежное транспортное обеспечение. Наш город и начинался не как вахтовый, а как постоянный населенный пункт.
За 85 лет в Мурманске сложился свой собственный уклад, если хотите - образ жизни. Суровый климат, сложные условия жизни требовали от людей повышенной ответственности, готовности прийти друг другу на помощь. Рыбаки, моряки, строители, судоремонтники приезжали сюда, как правило, ненадолго, но оставались навсегда, "врастали" в северную землю. Кроме того, Мурманск отличается от других "северов" высоким образовательным и профессиональным уровнем населения - развиваемые в нашем городе отрасли промышленности предъявляли особые требования к качеству кадров. Специалисты-филологи говорят, что даже речь горожан, ее ритмика, интонации имеют особый колорит. То есть за десятилетия существования города уже сложилось совершенно особое культурно-социальное сообщество - мурманчане. У нас есть семьи, где четыре и даже пять поколений родились и выросли здесь.
- Сказанное вами относится в большей степени к морально-нравственным категориям. Однако Гайдар ставил под сомнение в первую очередь экономическую целесообразность содержания столь большого города за Полярным кругом.
- Поддерживать жизнь в Мурманске вахтовым методом было бы невыгодно и экономически. Слишком много сюда было вложено предшествующими поколениями - порты, заводы, железная дорога, жилье, асфальт, школы и так далее. Наш заполярный город-герой - один из опорных центров России в стратегическом плане, это незамерзающий океанский порт и важнейший транспортный узел на крайнем Северо-Западе страны. Бросаться этим нельзя.
Да о чем мы, собственно, говорим? Предложение снято с повестки дня, надеюсь, навсегда. Мурманск пережил десятилетие, которое было для города крайне сложным временем. Впрочем, как и для всей страны. Численность населения Мурманска, начиная с 1992 года, уменьшилась приблизительно на 100 тысяч человек: сейчас в нашем городе проживает около 366 тысяч жителей. Если в 1992 году объем промышленного производства в Мурманске переваливал за 53 млрд рублей, то в 1998 году он снизился до 19 млрд в сопоставимых ценах 1992 года. Иными словами, за шесть лет промышленное производство сократилось почти в три раза.
Однако 1999 год стал переломным: объем промышленного производства по отношению к 1998 году составил тогда 131,9%. В 2000 году физический объем промышленного производства вырос еще на 19%. В 2001-м, несмотря на то, что он был сложнее предыдущего, - остался на прежнем уровне. Перелом произошел - точка минимума, верю, осталась позади.
- Чем будет прирастать богатство Мурманска?
- Безусловно, наш "золотой ресурс" - это рыба. Жизнь большой части населения города во все времена была связана с морем. В 1992 году на Мурманск приходилась пятая часть вылова рыбы в стране, в настоящее же время - только десятая.
За 10 лет многое было утеряно, но главное сохранить удалось - наш рыбодобывающий флот: Мурманский траловый флот, "Севрыбхолодфлот", Мурманский рыбакколхозсоюз. В начале 90-х в новых, рыночных, условиях появилось большое число предприятий малого и среднего бизнеса, объединившихся в Союз рыбопромышленников Севера. Конечно, они по объемам производства не могут соперничать со "столпами" рыбной промышленности, однако за 9 лет их объемы вылова и переработки рыбы возросли в 6-7 раз.
После снижения этих показателей в 1992-1998 годах, резкий скачок в сторону увеличения произошел в 1999 году, и тенденция пока сохраняется. Это сказалось положительно и на работе Мурманского морского рыбного порта - еще одного предприятия, приносящего налоги в бюджет города.
Другая составляющая благополучия Мурманска - его особое транспортное положение. Это единственный незамерзающий порт на севере России, это начало Северного Морского пути, это база российского ледокольного флота. В последние три-четыре года особое географическое положение города-порта вновь стало приносить ощутимые дивиденды: в 2001 году впервые за свою историю перешагнул 9-миллионный рубеж переработки грузов Мурманский морской торговый порт, хорошо отработало Мурманское морское пароходство. Перевозки по железной дороге с "материка" на самый север Кольского полуострова по сравнению с 80-ми годами сократились в 1,7 раза, но это процесс закономерный. Зато в последние несколько лет объем перевозок стабилизировался, и это тоже хороший признак.
Если же говорить об отдаленных перспективах, то, на мой взгляд, к двум традиционным столпам мурманской экономики следует добавить нефте- и газодобычу на Арктическом морском шельфе.
- Какие наиболее "больные", с точки зрения мэра, проблемы в жизни крупного, самого большого города за Полярным кругом?
- Назову, пожалуй, лишь три из огромного числа специфических мурманских проблем. Первая и самая больная - расходы на отопление. Общеизвестно, что они складываются из трех составляющих: собственно затрат бюджета, далее - средств по возмещению налога на добавленную стоимость налоговыми органами и, наконец, той суммы, которую платит за отопление население города. К сожалению, как вы знаете, многие не платят: долг жителей Мурманска перед энергетиками превысил 240 млн. Если исходить из того, что в сутки мы тратим на отопление города до трех миллионов рублей, то суммы задолженности, будь она возвращена, нам хватило бы на два-три месяца отопления. Платить за нерадивых квартиросъемщиков бюджет не имеет права, даже если бы мы захотели это сделать. Нам, дай бог, справляться со своей - бюджетной - частью платежей. Однако по логике, применяемой подчас энергетиками, получается, что в долгу у них город в целом.
Вторая проблема - зарплата бюджетникам, как известно, значительно повышена с декабря прошлого года постановлением правительства России. Мы пока не получили на это ни копейки. Дело доходит до того, что доходы города приходится делить ежедневно на специально созданной комиссии, пытаясь сделать невозможное - выкроить и на зарплату, и на отопление, и на остальные нужды города. Очевидно, что без помощи Федерации нам проблему не решить.
Третья чисто мурманская проблема - состояние дорог, дворовых территорий в зимнее время. Чего в Мурманске всегда хватает, так это снега. Но очистка от него проезжей части, обочин, дворов в последнее время из-за огромного количества автомобилей стала весьма сложной. Мурманску давно необходима современная дорожная инфраструктура - объездные дороги, новые автостоянки, развязки, резервные участки. То, что в наших силах, мы делаем, но этого недостаточно. Дорожная сеть города нуждается в коренной реконструкции еще и потому, что Мурманск в силу своего географического положения буквально прижат близлежащими сопками к заливу, места мало.
- Город за последние годы заметно постарел, это добавило социальных проблем. Вы решаете их как "социалистический мэр", запуская все новые и новые социальные программы. Это вынужденные шаги или они согласуются с вашими взглядами?
- Наша социальная политика, на мой взгляд, - единственно приемлемая линия для муниципальной власти в условиях безденежья населения и дефицита городского бюджета. В какой-то степени ее действительно можно назвать вынужденной. Власть существует для того, чтобы всеми доступными для нее средствами делать жизнь людей лучше. В этом смысле при желании меня можно назвать "социалистом", хоть я и не состою ни в одной партии.
Сегодня иного пути поддержки малообеспеченных слоев населения, кроме социальных программ, нет. Они дают возможность наименее защищенным слоям жителей города - пенсионерам - выживать на свои скромные доходы.
- Вы известны в регионе как дипломатичный, неконфликтный политик, однако порой вынуждены занимать позицию, противоположную позиции областной администрации. По-вашему, возникновение в определенные моменты противостояния "регион - местная власть" неизбежно?
- Нет, такой "природной" или, если хотите, фатальной неизбежности, на мой взгляд, не существует. Рабочие разногласия, трения или даже конфликты между областной властью и муниципальной, конечно же, возможны. Они вполне объяснимы прежде всего сложностями межбюджетных отношений. Но доводить подобные разногласия до того состояния, которое мы наблюдали несколько лет назад между губернатором Приморья и мэром Владивостока, по крайней мере, глупо. Ведь от такой "войны" прежде всего страдают люди, которые избирают своих руководителей. Дают им мандат доверия, надеются на то, что те будут работать, служить населению, а не воевать на смех всей стране.
С другой стороны, во взаимодействии, в согласованности региональной и муниципальной властей имеется огромный позитивный потенциал. Пример тому - Великий Новгород, благотворное сотрудничество тамошнего губернатора Прусака с мэром областного центра Корсуновым и другими главами администраций городов и районов области. Что касается положения у нас, то я могу характеризовать отношения мэрии с администрацией области как рабочие, не омраченные какими бы то ни было политическими соображениями или амбициями. То же самое могу сказать и о наших отношениях с губернатором.
Мурманск