Любители абсента

Тема недели
Москва, 08.04.2002
«Эксперт Северо-Запад» №14 (75)
Избиратели Псковской области голосуют против всех

Выборы в областной парламент, состоявшиеся 31 марта в Псковской области, были вторыми в России, проведенными по смешанной избирательной системе. Из 33 депутатов 22 избирались по одномандатным округам, 11 - по партийным спискам. До Пскова на областных выборах представительская и мажоритарная системы были совмещены только в Красноярском крае.

Экспериментальные выборы в Псковской области имеют, таким образом, общероссийское значение. Целью эксперимента было опробовать новый порядок формирования органов законодательной власти в регионах - ведь переход на смешанную систему проводится в рамках масштабной реформы государственного управления и построения той самой внятной вертикали власти, о которой так много говорилось и говорится в России.

Законодательно система региональных выборов должна быть закреплена в законе "Об основах организации государственной власти в субъектах РФ".

Пока он не принят. Однако президентский проект, внесенный в Госдуму, предусматривает, что половина депутатов областных законодательных собраний должны в обязательном порядке избираться по партийным спискам. Понятно, что в случае одобрения Думой смешанной системы выборов характер законодательной власти в регионах может существенно измениться. Как - едва ли могут ответить сейчас даже в Кремле. Однако результаты выборов в Красноярске и Пскове показывают, что изменения могут оказаться весьма неожиданными.

Псковский паралич

В Красноярском крае успеха добился блок находящегося под следствием Анатолия Быкова. Он опередил и местное "Единство", и КПРФ, и прогубернаторский блок "За Лебедя!", уступив лишь блоку "Наши!". В Псковской области на первом месте оказалась КПРФ с 27,6% голосов, примерно на 1,5% отстало "Единство" (распущенное на федеральном уровне, в Пскове "Единство", по сути, представляет собой группировку губернатора Евгения Михайлова). На третьем месте - оппозиционный губернатору блок "Кузнецов, Полозов, Савицкий - вместе ради будущего!" (КПС) с 15% голосов. При этом против всех партий проголосовали более 17% избирателей. По одномандатным округам процент голосовавших против всех в некоторых случаях был больше 30. В четырех из шести избирательных округов Пскова выборы были признаны несостоявшимися, поскольку "кандидат против всех" получил наибольшее количество голосов. При этом явка избирателей не превысила 40%, а, например, в Великих Луках и вовсе была меньше 30%.

Псковская городская дума, выборы в которую проходили одновременно с выборами в областное Собрание, и вовсе не может начать свою работу: из 17 депутатов избрано только 11 при необходимом для принятия решений кворуме в 12 голосов. Довыборы состоятся через два месяца. Таким образом, на ближайшее время представительная власть в Пскове парализована.

Вкус реальности

Результаты псковских выборов позволяют судить о нескольких тенденциях в политической жизни страны. Во-первых, они подтвердили гигантский потенциал, существующий у протестного голосования. Если суммировать избирателей, не пришедших на избирательные участки, сознательно проголосовавших против всех и отдавших свой голос КПРФ (голосование за коммунистов в значительной степени является именно протестным), то их число значительно превысит половину имеющих право голоса. В этих условиях даже избранные депутаты обладают весьма сомнительной легитимностью. Например, в 5-м избирательном округе Пскова победивший на выборах кандидат получил, по предварительным данным, 2955 голосов. А правом голоса в этом округе обладают 27 тыс. человек. Таким образом, фактический избирательный порог здесь составил всего 11%. Впрочем, для Пскова эта ситуация едва ли не типична: на губернаторских выборах 2000 года переизбранный Евгений Михайлов получил 14% голосов, если считать общее количество жителей области, имеющих право выбирать. И это при том, что на Михайлова работал весь административный ресурс области.

Реальная избирательная картина еще более печальна для областных властей. В Пскове, если оценивать голосование только в областном центре (а этот метод имеет свои преимущества: в самом городе, в отличие от сельской местности, практически невозможна фальсификация результатов и затруднено применение так называемого административного ресурса; кроме того, здесь значительно выше политическая грамотность и образовательный уровень населения), КПРФ получила 33%, против всех проголосовал 21% избирателей, за блок КПС - 18%, за "Единство", прочно ассоциирующееся с областной исполнительной властью, - всего 16%. Учитывая результаты выборов в Пскове, 26% голосов, полученные "Единством" за счет сельских районов, могут быть поставлены под сомнение. По некоторым свидетельствам, главы волостей и районов лично отвечали перед областной администрацией за результаты голосования. Усиление перед выборами кампании по обмену паспортов также сказалось на явке избирателей.

Во-вторых, на выборах в Пскове проявилась тенденция, замеченная в ходе федеральных выборов, а теперь - актуальная и для всей "региональной" России в целом . Это то, что лидер псковского "Яблока" Лев Шлосберг назвал "приватизацией государственной власти через парламент". Избранное областное Законодательное собрание получило не политическое, а, так сказать, экономическое наполнение. Большинство в областном Собрании принадлежит не политикам, придерживающимся той или иной политической программы, а бизнесменам, для которых власть - один из инструментов лоббирования собственных экономических интересов.

В лабиринте

Абсентеизм (словарь Ушакова толкует этот термин как "уклонение от посещений, связанных с выполнением каких-нибудь общественных обязанностей") и протестное голосование в Псковской области во многом стали результатом предвыборных кампаний последних лет, отмеченных провокациями и широким применением административного ресурса.

Впервые провокационный характер предвыборной борьбы проявился в 2000 году на губернаторских выборах. Тогда основным конкурентом губернатора Михайлова стал его бывший соратник - депутат Госдумы от Псковской области Михаил Кузнецов, который был ранее членом совета директоров МДМ-банка и познакомился с Михайловым еще в те времена, когда губернатор входил в ЛДПР (по некоторым данным, МДМ-банк в свое время оказывал либерал-демократам финансовую поддержку). Михайлов помог Кузнецову попасть в Госдуму.

Обоюдовыгодным, по всей видимости, было и финансовое сотрудничество: счета многих комитетов администрации области были аккумулированы в " Русьрегионбанке", с которым у Кузнецова были тесные связи (подробнее об этом см. статью "Псковский эксперимент" в "Эксперте С-З" от 5 февраля 2001 г.). Однако в 2000 году пути бывших союзников разошлись: Кузнецов решил попытать счастья на губернаторских выборах. Конкуренты не стеснялись в средствах предвыборной кампании. К примеру, претендент вовсю спекулировал информацией о больном ребенке губернатора, жена которого плакала, давая объяснения на областном телевидении.

Заметим, что перипетии предвыборной кампании не помешали экономическому сотрудничеству губернаторского клана с Кузнецовым. В частности, бывший вице-губернатор Михаил Гавунас (перед выборами 2000 года по требованию региональной экономической элиты он вынужден был уйти в отставку; однако и после этого, по слухам, Гавунас управлял слабым и психологически неуравновешенным Михайловым, будучи, по сути, "хозяином области") уже после выборов продал Кузнецову за 27 млн рублей Псковский мелькомбинат, позволив основному конкуренту губернатора укрепить свои позиции в регионе. Гавунас, который является одной из наиболее одиозных фигур в Пскове, прошел 31 марта в областное Собрание по списку "Единства" и вполне может претендовать на пост спикера.

Не просто далось губернатору Михайлову и решение о проведении выборов в областной ЗакС по смешанной системе. Губернатор, не без оснований рассчитывая на успех на выборах подконтрольного ему "Единства", быстро подхватил президентскую инициативу и в сентябре прошлого года попытался провести через областное собрание поправки к уставу области и новый закон о выборах. Однако сделать это удалось только после ряда компромиссов (подробнее см. статью "Тридцать три богатыря" в "Эксперте С-З" от 8 октября 2001 г.).

Следующий крупный конфликт произошел в области при формировании регионального отделения партии "Единая Россия", появившейся в результате слияния "Единства", "Отечества" и "Всей России". Псковское "Единство" рассчитывало на лидерство в объединительном процессе (на выборах 1999 года оно получило 38% голосов). Однако в Москве решили иначе, и процесс слияния партий в Пскове возглавил лидер "Отечества" Виктор Семенов. По информации из источников, близких к губернатору, решающую роль здесь сыграла позиция генсека "Единой России" Александра Беспалова, который не хотел, чтобы псковское отделение "Единой России" было подконтрольно губернатору. Вероятно, конфликт развернулся вокруг упоминавшегося Михаила Гавунаса, с потенциально решающей ролью которого в "Единой России" не могли смириться ни Москва, ни местные элиты. В результате Михайлов даже не вошел в политсовет "Единой России", а "Единство", распущенное на федеральном уровне, в Пскове отказалось от предвыборного слияния с "Отечеством" и пошло на выборы самостоятельно. Семенов же за день до выборов был отстранен от участия в них за нарушение правил предвыборной агитации (был обнаружен тираж листовок с фальшивыми типографскими реквизитами). Та же участь могла постигнуть и союзника Семенова - великолукского предпринимателя Бориса Каракаева, который, однако, был восстановлен в правах по решению местного суда.

Интересно, что ситуацию с формированием "Единой России" в Пскове не смог изменить и председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, входящий в политсовет этой партии. Впрочем, дело здесь, возможно, в отсутствии желания - делегирование Маргелова в сенаторы от Псковской области было результатом договоренности Михайлова и президентской администрации, и поэтому тот не склонен вмешиваться в местные псковские дела.

Вообще применение административного ресурса на прошедших выборах было повсеместным. Кроме Семенова и Каракаева избирательная комиссия пыталась снять с выборов главу агрокомплекса "Псковский" Алексея Большакова, который якобы подкупал избирателей поросятами. За день до выборов областной суд отменил это решение избиркома. Младший брат и заместитель Большакова Василий, также баллотировавшийся на выборах, был арестован по уголовному делу, возбужденному в 1997 году, и освобожден только по решению Областного суда. Велась кампания и против главы администрации Печорского района Александра Рогова, выдвинувшего свою кандидатуру по округу, где баллотировался Василий Салопов, глава компании "Псковалко", тесно связанной с губернаторской командой.

Федералы и виртуалы

Результат псковских выборов позволяет сделать ряд выводов, актуальных и в общероссийском контексте.

Очевидно, что целью реформы региональных законодательных собраний является усиление роли партий в политической жизни регионов. При этом ставка делается на общероссийские, так сказать, системообразующие партии. Президентская администрация, откуда исходит большинство реформаторских инициатив, по-прежнему пытается придать партийному полю четкие контуры, позиционировать "левых", "правых" и "центр". Об этом говорят и буква, и дух недавно принятого Закона о политических партиях. Влияние системных партий, вписывающихся в вертикаль власти, должно, по задумке авторов законопроекта "Об основах организации государственной власти в субъектах РФ", распространиться и в регионах.

На практике происходят едва ли не противоположные процессы - региональные политические силы не могут конституировать себя в рамках общероссийских партий. А поскольку закон разрешает участие в выборах лишь партиям, имеющим федеральный статус, в ход идут различные уловки.

Блок "Кузнецов, Полозов, Савицкий", например, является типичным предвыборным объединением. Депутаты предыдущего созыва областного Собрания Игорь Савицкий и Борис Полозов до выборов были оппонентами Михаила Кузнецова, и лишь предвыборные соображения заставили их объединиться с бывшим противником. При этом формально КПС являлся представителем трех общероссийских партий - социал-демократической партии Михаила Горбачева, партии "зеленых" и партии пенсионеров. Ясно, что они никакого отношения к псковской политике не имеют. На законодательное ограничение участия в выборах партий, не имеющих федерального статуса, местные элиты ответили практикой "виртуального представительства".

Псковское "Единство", занявшее на выборах второе место, также нельзя соотнести ни с одной из общероссийских партийных организаций - ведь федеральное "Единство" давно распущено. По сути, для группы Михайлова и блока Кузнецова необходимость в предвыборных партийных рамках была лишь формальной.

Формирование партии "Единая Россия", на которую как на "партию власти", видимо, делают основную ставку инициаторы реформы, происходит в регионах значительно тяжелее, чем в Москве, где оно, впрочем, тоже не было безболезненным. В Пскове слияние "Единства" и "Отечества" привело к расколу, преодоление которого теперь без вмешательства извне крайне маловероятно (заметим, что и в Петербурге, и в других регионах Северо-Запада за лидирующие позиции в "Единой России" идет борьба, и вряд ли губернаторы, для которых в этой организации не предусмотрено достойных мест, легко будут с этим мириться).

Некоторые итоги

Стоит отметить и то, что изменение региональных политических структур, связанное с введением смешанной системы выборов, приводит к резкому обострению политической борьбы, следствием которого является ожесточение PR-кампаний в СМИ. На поток грязи, льющейся с экранов телевизоров, избиратели реагируют протестным голосованием. При этом падает и так весьма низкая степень доверия людей к власти как таковой, все политики начинают казаться одинаково бесчестными и коррумпированными. А это вряд ли совпадает с целями реформаторов.

Стремительными темпами падает рейтинг партий, традиционно считающихся демократическими. Этому способствует и раскол СПС, приведший к формированию "Либеральной России", и маргинализация "Яблока". В частности, в Псковской области СПС получил 1,97%, а "Яблоко" - 2,16%, и таким образом они не прошли в областное Собрание. Еще 2% досталось Демократической партии России. В Красноярском крае результаты были еще более удручающими.

Сложно на основании выборов в двух регионах делать окончательные выводы о президентской инициативе. Впрочем, эксперимент будет продолжен: в скором времени смешанную систему выборов опробуют в Свердловской области. На результаты будут смотреть и в президентской администрации, и в Госдуме. Нельзя исключать, что не принятый пока законопроект будет спущен на тормозах, возможно и даже весьма вероятно, он будет корректироваться. Как бы, однако, не оказалось, что результаты реформы будут прямо противоположны тем, что ожидают ее инициаторы.

Псков - Санкт-Петербург

Новости партнеров

    Реклама