В Мариинском театре пылесосили "Баядерку"

Культура
Москва, 10.06.2002
«Эксперт Северо-Запад» №22 (83)
X международный фестиваль "Звезды белых ночей" открылся в Мариинском театре премьерой балета "Баядерка" Мариуса Петипа

Спектакль с таким названием на самом деле почти и не покидал репертуар театра: его судьба - долгая и счастливая. Балет был впервые показан в 1877 году. Однако с тех пор его неоднократно редактировали, приспосабливая к возможностям тех или иных ведущих исполнителей, переодевали в другие костюмы, делали другие декорации. "Баядерку" ценили за танцы. Однако и в них что-то отбирали и берегли как лучшее, а что-то предавали забвению как второстепенное и отжившее.

"Баядерка", которую смотрели в Петербурге последние шестьдесят лет, родилась в 1941 году, в ее основе лежал все тот же спектакль 1877 года. Но авторы новой версии Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев сделали спектакль более компактным, окончательно убрали финальный акт: история любви знатного воина Солора и храмовой танцовщицы Никии, отравленной соперницей-царевной, теперь заканчивалась не разрушением дворца (и гибелью преступников), как у Петипа, а лирическим сном Солора, в котором призрак Никии танцевал во главе белого кордебалета. Вахтанг Чабукиани на премьере сам исполнил партию Солора и специально для себя расширил мужскую партию собственной хореографией, она прижилась.

Казалось, оригинальный текст "Баядерки" утрачен навсегда. Однако несколько лет назад его обнаружил в Театральной коллекции Гарвардского университета танцовщик Мариинки и хореограф Сергей Вихарев. Хореография была записана в 1900 году, согласно свежеизобретенной системе фиксации движений на линейках, подобных нотным. Этим способом тогда был переписан почти весь текущий репертуар императорского театра. В фондах библиотеки Мариинского театра сохранилась музыкальная партитура - ее тоже пришлось восстанавливать по листочку. Декорации и костюмы были реконструированы по старинным эскизам, макетам, фотографиям.

И все же спектакля 1900 года так и не получилось. Вихарев не сумел освободить "Баядерку" от накопленных за советские годы нововведений. В программке спектакля педантично указаны имена хореографов Вахтанга Чабукиани, Николая Зубковского, Петра Гусева, Владимира Пономарева. Добавили четвертый акт с преступной свадьбой, танцем детского кордебалета "лотосов" , сумрачным pas d'action, где призрак в танце скользит между невестой и женихом, невидимый ни для кого, кроме героя, и финальным землетрясением. Однако даже этот ход не выглядит принципиальным. Как и полвека назад, "Баядерка" осталась произведением не Мариуса Петипа, но группы авторов. Разве что переодетым по театральной моде 1900-х. Обстоятельства же, которыми сопровождался премьерный показ, выдавали в "Баядерке" скорее не плановую работу, каковой она была объявлена, а авральный субботник - как если бы спектакль следовало срочно почистить к предстоящим гастролям в Нью-Йорке.

Балет дали всего раз. Так и не доделанный к премьере, спектакль выглядел затянутым, оживляя публику ровно теми же ударными номерами, что и обычно: огненным Индусским танцем, виртуозным соло Золотого божка, классическим ансамблем теней. Чем окончательно лишил затею с архивной постановкой остатков смысла.

У партнеров

    Реклама