Бизнес школы

Бизнес-образование в России сделает рентабельным только кадровая революция

Несмотря на то что российский рынок бизнес-образования находится в зачаточном состоянии, Стокгольмская школа экономики в Петербурге (СШЭ) рассчитывает выйти на самоокупаемость к 2005 году. Основным своим ресурсом шведы считают имидж материнской компании - Стокгольмской школы экономики в Стокгольме (SSE), подтвержденный недавно газетой Financial Times,- согласно опубликованному в ней 27 мая ежегодному рейтингу Executive Education, SSE признана ведущей бизнес-школой севера Европы и занимает шестую позицию в общеевропейском рейтинге.

Не популярно

Бизнес-образование - весьма дорогостоящая услуга, спрос на нее ограничен, и бизнес-школы во всем мире работают в условиях жесткой конкуренции. В хорошей школе студентам преподают не сумму теоретических знаний и даже не модель, а некую логику рассуждений, позволяющую самостоятельно моделировать ситуации. Естественно, преподать такую квинтэссенцию знаний "прямого применения" под силу только высококлассным (и высокооплачиваемым) специалистам-практикам.

Тем более трудно сделать рентабельным бизнес-образование в России. Хотя большинство отечественных компаний понимает, что их управляющим не хватает знаний в области общего менеджмента, но платить за образование сотрудников они, тем не менее, не готовы. Во-первых, потому, что не считают эту задачу приоритетной, во-вторых - из-за психологических факторов (многие русские предприниматели все еще боятся оказаться "глупее подчиненных"). В-третьих, компании зачастую не могут адекватно использовать специалистов уровня МВА (Master of business administration) в силу плохой организации бизнеса в целом. Подавляющее большинство студентов платит за обучение МВА из собственного кармана.

В силу этих причин около полутора десятков западных школ, работающих у нас сегодня, могут рассчитывать на коммерческий успех только в более или менее отдаленном будущем. И сейчас они выстраивают стратегии своего поведения, способные в перспективе обеспечить этот успех. В этом смысле особый интерес представляет Стокгольмская школа экономики в Петербурге, реализующая весьма оригинальную для России стратегию развития бизнеса.

С помощью выпускников и партнеров

В отличие от SSE, являющейся полным университетом, СШЭ дает лишь дополнительное бизнес-образование и, по словам ее ректора Яна Эклофа, пока не намерена предлагать программы базового высшего образования. Годовой бюджет СШЭ составляет около 1,8 млн долларов. Собственные доходы сегодня покрывают лишь незначительную часть расходов компании. Связано это как с малым спросом на ее услуги, так и с относительно низкой их ценой.

Стоимость двухгодичного курса МВА (основная статья доходов) в СШЭ сегодня составляет 12 000 долларов. Аналогичная программа в Стокгольме стоит 29 000. Расходы на обучение студентов в петербургской и стокгольмской школах близки, поскольку дочерняя структура предлагает программу, сопоставимую по качеству с материнской. Из-за этого основное направление деятельности СШЭ сегодня убыточно. Доходы других подразделений также незначительны. Это исследовательские гранты, плата за краткосрочные программы на русском языке и корпоративные тренинги, продажа маркетинговых исследований, издательские проекты.

Дефицит дотируется из специализированного фонда. В прошлом году условия формирования и расходования этого фонда были пересмотрены. Коммерческий директор СШЭ Маргарита Адаева отмечает: "Еще год назад мы просто отчитывались перед материнской компанией за расходование средств. Сегодня все траты мы рассматриваем как инвестиции".

Деньги поступают в фонд из трех источников: от семьи основателей компании Oriflame Роберта и Йонаса аф Йокников, от ассоциации выпускников SSE и из бюджета последней. Фонд предоставлен на пять лет (до 2005 года), по истечении которых СШЭ должна перейти на самоокупаемость.

Концепция СШЭ предусматривает структуру доходов, аналогичную той, что принята в материнской компании, за исключением правительственных дотаций. В этой модели есть две абсолютно новые для российской практики статьи доходов: пожертвования бывших выпускников и так называемая партнерская программа, в рамках которой крупнейшие скандинавские компании заключают с SSE долгосрочные (на несколько лет) договоры на обслуживание (в объеме услуг, предоставляемых школой). В зависимости от сумм таких договоров участники программы делятся на три категории: капитальные партнеры (300 000 шведских крон в год), партнеры (20 000) и друзья школы (8000).

Доктор Ян Эклоф говорит: "Мы, конечно, не можем сказать: "Заплатите двадцать тысяч долларов - и вы будете нашим партнером". Деньги не отдают просто так - компании могут воспользоваться нашими услугами в рамках внесенной суммы".

Надо сказать, что статус партнера такой уважаемой бизнес-школы, как SSE, ценится на Западе очень высоко, и компании охотно идут на сотрудничество. Кроме того, у SSE есть серьезная группа поддержки в лице ее бывших студентов, занимающих ключевые посты в скандинавской экономике. Бизнес-школа старается удерживать их в своей орбите, чему в немалой степени способствует сложившаяся в мире практика ранжирования бизнес-образования. Ранг школы зависит от успехов выпускников, достигаемых через определенные промежутки времени после окончания школы (кстати, в борьбе за рейтинг бизнес-школы постоянно повышают требования к абитуриентам, оценивая их потенциальные шансы на успех). Таким образом выстраивается естественный механизм постоянного повышения качества как предпринимательства, так и бизнес-образования. Интересы компаний и бизнес-школ становятся взаимозависимыми.

Эта модель хорошо работает на Западе, но удастся ли ее реализовать в нашем отечестве, сказать трудно. Опрос нескольких студентов и выпускников СШЭ показал, что все они положительно оценивают саму модель и готовы ее поддержать лично. Что же касается возможности участия их компаний в партнерской программе, то тон соответствующих высказываний находился в прямой зависимости от служебного положения и уровня ответственности менеджеров - чем выше уровень, тем осторожнее высказывания.

Кроме того, нельзя не учитывать, что СЭШ пока не обладает в России таким авторитетом, как SSE в Швеции. Для скандинавов бизнес-школа, отбирающая кандидатов в нобелевские лауреаты, - предмет национальной гордости, а у русских, как известно, собственная гордость.

Сделать бизнес-образование в России рентабельным может, похоже, лишь кадровая революция - когда владельцы и руководители компаний придут к убеждению, что дальнейший прогресс невозможен без хорошо образованных менеджеров. Судя по всему, эта революция уже не за горами - на первые позиции в компаниях приходит все больше выпускников бизнес-школ, хорошо понимающих эту истину. Модернизация управления компаниями, обеспечивающая адекватное использование образованных менеджеров, также идет весьма интенсивно. Как и рост доходов компаний, и обновление производственных кадров.

Так, генеральный директор ОАО "Ленэнерго" Андрей Лихачев заявил, что в ближайшее время намерен послать за счет компании нескольких своих менеджеров среднего звена (руководителей управлений, департаментов) на двухгодичные курсы MBA. Он убежден, что эти вложения окупятся: "За два последних года капитализация нашей компании выросла в 6,5 раза. И произошло это благодаря усилиям нескольких наших грамотных менеджеров. Для дальнейшего роста надо подтянуть остальных. Я совершенно уверен, что вложения в их образование будут высокорентабельными. Компания способна адекватно использовать полученные ими знания". Так что, похоже, ждать осталось недолго.

Санкт-Петербург