Партнер по общему делу

1 декабря 2003, 00:00
  Северо-Запад

По мере усиления дефицита подвижного состава МПС более или менее крупные частные фирмы стали обзаводиться собственным парком.

Так, в 2000 году руководство компании " ЕВРОСИБ", крупнейшего сейчас в Петербурге независимого железнодорожного перевозчика, приняло стратегическое решение о формировании собственного парка. За 2001-2002 годы компания инвестировала около 21 млн долларов, в 2003 году - 21,3 млн долларов, и к настоящему времени у нее имеется 2200 единиц подвижного состава. В 2004 году планируется приобрести еще 1600 вагонов. Как подчеркивают в компании, эти транспортные средства закупаются под конкретные долгосрочные контракты (от 8 до 10 лет) с грузовладельцами, что обеспечивает перевозчикам окупаемость инвестиций. Впрочем, анализ тенденций развития рынка грузоперевозок уверенно предсказывает стабильное увеличение грузопотоков по крайней мере в течение ближайших 10-15 лет. Именно поэтому такую же стратегию выбрали и другие крупнейшие петербургские компании (" Инкотек", " Модуль" и т.д.). Таким образом, начав с экспедиторской деятельности, фирмы постепенно становятся полноценными железнодорожными перевозчиками.

При этом эффективность использования подвижного состава у частных операторов значительно выше, чем у МПС. Так, по словам Павла Лукки, директора по транспорту и логистике управляющей компании группы "ЕВРОСИБ", менее 10% парка полувагонов "ЕВРОСИБа" ходит порожняком, тогда как у МПС эта доля обычно составляла 46-50% и более. В отличие от МПС, частники всегда заботились о том, чтобы найти грузы для вагонов, возвращающихся с пунктов перевалки. Для этого они усиленно развивали свои логистические подразделения.

К тому же и техническое состояние парка у частных компаний гораздо лучше, чем у МПС. Так, доля неисправного подвижного состава в структуре МПС составляла 12-14%, а, к примеру, у "ЕВРОСИБа" - 2,1-2,3%. Получив в ходе реформы МПС официальный статус перевозчиков - со всеми обязанностями и правами участника перевозочного процесса, частники теперь еще больше заинтересованы в эффективности использования своего подвижного состава.

Независимые перевозчики не склонны рассматривать себя в качестве конкурентов РЖД. По оборотам им очень далеко до государственной компании, осуществляющей сейчас порядка 80% всех перевозок в России. К тому же, обладая всей естественно-монопольной транспортной инфраструктурой, РЖД имеет огромные преимущества перед другими перевозчиками. Однако на рынке существует достаточно ниш, куда государственному гиганту, призванному обеспечить главную задачу с точки зрения госбюджета - вывоз сырья, вторгаться просто невыгодно и где независимые перевозчики могут предоставить клиентам качественные услуги.

Более мелкие по сравнению с РЖД, но лучше организованные частные компании обладают большей гибкостью в принятии решений по удовлетворению запросов клиентов. Особенно сильно это проявляется в случае перевозок специальных грузов, требующих специализированных вагонов, дефицит которых у РЖД наиболее велик. Так, "ЕВРОСИБ" успешно реализует программы предприятий Северо-Запада России по экспорту леса и технологической щепы в Финляндию, осуществляя 32% всех соответствующих перевозок. Для перевозки щепы специалисты компании модернизировали конструкцию базовых вагонов и закупили нужное их количество.

Благодаря этим преимуществам число клиентов у стабильно работающих независимых перевозчиков растет, в том числе и за счет прихода иностранного бизнеса. Так, например, финская компания UPM-Kymmene, завершающая строительство перерабатывающего предприятия в поселке Пестово-Новo (в Новгородской области), доверила "ЕВРОСИБу" полное обеспечение проекта железнодорожными перевозками (доставка круглого леса на завод и вывоз готовой продукции в Европу).

Независимые перевозчики дополняют РЖД, существенно расширяя спектр услуг, предлагаемых на рынке. К тому же без их инвестиций в отрасль, как признал даже президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев на заседании Госсовета (посвященном развитию российского транспортного комплекса), государство не сможет решить общенациональную задачу увеличения и модернизации парка подвижного состава, адекватных потребностям российской экономики. Помимо этого независимые перевозчики способствуют решению социальных проблем территорий. Так, финский завод в Пестово-Ново обеспечивает 152 рабочих места для местных жителей, а выплаченные им налоги полностью обеспечат потребности Пестовского района, который в результате из дотационного превратится в самодостаточный.

По мнению Павла Лукки, независимые перевозчики являются партнерами РЖД на рынке грузоперевозок, удачно дополняющими государственного гиганта в общем деле удовлетворения потребностей растущей российской экономики. Их основное преимущество состоит прежде всего в системном менеджменте всех бизнес-процессов, начиная от маркетинговых исследований рынка, работы с клиентами и заканчивая эффективным использованием подвижного состава.

Санкт-Петербург